Правила поведения в монастыре. Что надо знать о православном церковном этикете Церковные и общественные награды
НАМЕСТНИК МОНАСТЫРЯ
духовное лицо (игумен или архимандрит), поставленное архиереем для управления подчиненным ему монастырем.
Словарь церковных терминов. 2012
Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое НАМЕСТНИК МОНАСТЫРЯ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:
- НАМЕСТНИК МОНАСТЫРЯ в Православных церковных терминах:
духовное лицо (игумен или архимандрит), поставленное архиереем для управления подчиненным ему … - НАМЕСТНИК в Однотомном большом юридическом словаре:
1) должностное лицо на Руси в XII-XVi вв., возглавлявшее местное управление; 2) в XVIII - начале XX вв. глава наместничества … - НАМЕСТНИК в Большом юридическом словаре:
- 1> должностное лицо на Руси в XII-XVI вв., возглавлявшее местное управление; 2> В XVIII - начале XX вв. глава … - НАМЕСТНИК
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Наместник монастыря - духовное лицо (игумен или архимандрит), поставленное архиереем для управления подчиненным ему … - НАМЕСТНИК в Большом энциклопедическом словаре:
- НАМЕСТНИК в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
в России, 1)должностное лицо в Древней Руси, возглавлявшее вместе с волостелями местное управление (в т. ч. ведавшее судом, сбором пошлин … - НАМЕСТНИК в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
Наместник или генерал-губернатор - по учреждению о губерниях 1775 г.полагался в каждой губернии или наместничестве; но в виду того, чтовласть … - НАМЕСТНИК в Современном энциклопедическом словаре:
- НАМЕСТНИК в Энциклопедическом словарике:
1) должностное лицо на Руси в 12 - 16 вв., возглавлявшее местное управление. 2) В 18 - начале 20 вв. … - НАМЕСТНИК в Энциклопедическом словаре:
, -а, м. (устар.). Глава наместничества. II прил. наместнический, … - НАМЕСТНИК в Большом российском энциклопедическом словаре:
НАМ́ЕСТНИК, должностное лицо на Руси в 12-16 вв., возглавлявшее местное управление. В 18 - нач. 20 вв. глава наместничества в … - НАМЕСТНИК в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
наме"стник, наме"стники, наме"стника, наме"стников, наме"стнику, наме"стникам, наме"стника, наме"стников, наме"стником, наме"стниками, наме"стнике, … - НАМЕСТНИК в словаре Анаграмм.
- НАМЕСТНИК в Словаре синонимов Абрамова:
см. … - НАМЕСТНИК в словаре Синонимов русского языка:
глава, заместитель, ландфогт, легат, моурави, наваб, посадник, прокуратор, сатрап, … - НАМЕСТНИК в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
м. 1) Управитель феодальной области, представляющий власть князя (на Руси IX-XIII вв.); посадник. 2) Военный начальник губернии или нескольких губерний … - НАМЕСТНИК в Словаре русского языка Лопатина:
нам`естник, … - НАМЕСТНИК в Полном орфографическом словаре русского языка:
наместник, … - НАМЕСТНИК в Орфографическом словаре:
нам`естник, … - НАМЕСТНИК в Словаре русского языка Ожегова:
глава … - НАМЕСТНИК в Современном толковом словаре, БСЭ:
1) должностное лицо на Руси в 12-16 вв., возглавлявшее местное управление. 2) В 18 - нач. 20 вв. глава наместничества … - НАМЕСТНИК в Толковом словаре русского языка Ушакова:
(намесник), наместника, м. 1. Заместитель, лицо, обладающее определенными полномочиями от кого-н. (книжн. устар.). Весь мой народ, вся северная церковь, признают … - НАМЕСТНИК в Толковом словаре Ефремовой:
наместник м. 1) Управитель феодальной области, представляющий власть князя (на Руси IX-XIII вв.); посадник. 2) Военный начальник губернии или нескольких … - НАМЕСТНИК в Новом словаре русского языка Ефремовой:
м. 1. Управитель феодальной области, представляющий власть князя (на Руси IX - XIII вв.); посадник. 2. Военный начальник губернии … - НАМЕСТНИК в Большом современном толковом словаре русского языка:
I м. 1. Управитель феодальной области, представляющий власть князя; посадник (на Руси IX - XIII вв.) . 2. … - ПСКОВО-ПЕЧЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ в Православной энциклопедии Древо:
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Псково-Печерский мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Адрес: 181500, Псковская область, г. Печоры, … - ЮЖНО-УССУРИЙСКИЙ БОГОРОДИЦЕ-РОЖДЕСТВЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ в Православной энциклопедии Древо:
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Южно-Уссурийский женский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы близ села Линевичи (Владивостокская епархия). Адрес: … - ШМАКОВСКИЙ ТРОИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ в Православной энциклопедии Древо:
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Шмаковский (Уссурийский) мужской монастырь во имя Святой Живоначальной Троицы в и святителя Николая Чудотворца в п. … - ШАРТОМСКИЙ НИКОЛЬСКИЙ МОНАСТЫРЬ в Православной энциклопедии Древо:
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Николо-Шартомский мужской монастырь Адрес: 155601, с. Введенье, Шуйский район, Ивановская область Расположен в с. Введенье … - ФЕОФАН (АЛЕКСАНДРОВ) в Православной энциклопедии Древо:
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феофан (Александров) (1785 - 1852), архимандрит, церковный композитор. Создал много прекрасных сочинений, одно из … - УСТАВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ в Православной энциклопедии Древо:
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Устав Русской Православной Церкви, принят на Юбилейном Архиерейском Соборе (Москва, 13-16 августа 2000 года), с … - СТАРИЦКИЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ в Православной энциклопедии Древо:
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы в Старице (мужской, Тверская епархия). Адрес: 171361, Тверская обл., … - СОЛОВЕЦКИЙ МОНАСТЫРЬ в Православной энциклопедии Древо:
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации. Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской … - СЕРПУХОВСКИЙ ВЫСОЦКИЙ МОНАСТЫРЬ в Православной энциклопедии Древо:
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации. Высоцкий мужской монастырь в … - СЕРАФИМ (ЧИЧАГОВ) в Православной энциклопедии Древо:
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Серафим (Чичагов) (1856 - 1937), митрополит, священномученик. Память 11 декабря, в … - САНАКСАРСКИЙ МОНАСТЫРЬ в Православной энциклопедии Древо:
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Санаксарский мужской монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы Саранской и Мордовской епархии Русской Православной Церкви. … - ПОСОЛЬСКИЙ ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ в Православной энциклопедии Древо:
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Монастырь в честь Преображения Господня в селе Посольск (Читинская епархия) Адрес: 671206, Кабанский р-н, … - ПАФНУТЬЕВ-БОРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ в Православной энциклопедии Древо:
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Боровский Свято-Пафнутьев монастырь во имя Рождества Пресвятой Богородицы Адрес: 249010, Калужская область, г. Боровск; Телефон: … - НОВО-ИЕРУСАЛИМСКИЙ МОНАСТЫРЬ в Православной энциклопедии Древо:
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь Адрес: 143500, Московская область, г. Истра, ул.Советская, д.2 Тел / … - НИЛО-СОРСКАЯ ПУСТЫНЬ в Православной энциклопедии Древо:
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Нило-Сорская пустынь в честь Сретения Господня (недейств., Вологодская епархия). Стоит в 15 верстах от города … - МОСКОВСКИЙ СОБОР 1580 в Православной энциклопедии Древо:
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Земский Собор 1580 года состоялся при митрополите Антонии в царствование Ивана Грозного и был посвящен актуальному … - МЕЖСОБОРНОЕ ПРИСУТСТВИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ в Православной энциклопедии Древо:
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Межсоборное присутствие Русской Православной Церкви - совещательный орган, содействующий высшей церковной власти в подготовке решений, касающихся … - ЛЕОНИД (КАВЕЛИН) в Православной энциклопедии Древо:
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Леонид (Кавелин) (1822 - 1891), архимандрит. Духовный писатель, историк, археограф, переводчик, автор стихов … - ЛЕБЕДЕВ СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Лебедев Сергей Павлович (1875 - 1938), протоиерей, священномученик. Память 9 марта, … - КРОНИД (ЛЮБИМОВ) в Православной энциклопедии Древо:
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Кронид (Любимов) (1859 - 1937), архимандрит, преподобномученик. В миру Любимов Константин Петрович. … - ИКОНОГРАФИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ в Православной энциклопедии Древо:
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Иконография Пресвятой Богородицы Изображения Богородицы занимают исключительное место в христианской иконографии, свидетельствуя о Ее значении в … - ГАВРИИЛ (ГОРОДКОВ) в Православной энциклопедии Древо:
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Гавриил (Городков) (1785 - 1862), архиепископ Рязанский и Зарайский, святитель. Память 7 … - ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ в Православной энциклопедии Древо:
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Всех скорбящих Радость, икона Божией Матери. Празднование 24 октября (день первого чуда от иконы), … - ВАРЛААМ СЕРПУХОВСКОЙ в Православной энциклопедии Древо:
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Варлаам Серпуховской (+ 1377), преподобный, местночтимый святой Московской епархии. Память 5 мая. …
Известна любовь православного народа к монастырям. В каждом из них, кроме насельников, есть трудники, паломники, приезжающие для того, чтобы укрепиться в вере, благочестии, поработать во славу Божию над восстановлением или благоустройством обители. В монастыре более строгая дисциплина, чем на приходе. И хотя промахи новопришедших обычно прощаются, покрываются любовью, желательно ехать в монастырь, уже зная начатки монастырских правил.
Духовно-административное устройство монастыря
Возглавляет монастырь священноархимандрит - правящий архиерей или (если монастырь ставропигиальный) сам Патриарх. Однако непосредственно управляет монастырем наместник (это может быть архимандрит, игумен, иеромонах). В древности он назывался строителем, или игуменом. Женский монастырь управляется игуменией.
Ввиду необходимости четкой отлаженности монастырской жизни (а монашество - это духовный путь, выверенный и отшлифованный вековой практикой) в монастыре каждый несет определенное послушание. Первый помощник и заместитель наместника - благочинный. В его ведении все богослужение, выполнение уставных требований. Именно к нему обычно направляют по вопросу размещения приезжающих в монастырь паломников.
Важное место в монастыре принадлежит духовнику, который духовно окормляет братию. Причем это не обязательно должен быть старец (как в смысле возраста, так и в смысле духовных дарований).
Из опытных братий выбираются: казначей (отвечает за хранение и распределение с благословения наместника пожертвований), ризничий (отвечает за благолепие храма, облачений, утвари, хранение богослужебных книг), эконом (отвечает за хозяйственную жизнь монастыря, ведает послушаниями приехавших в монастырь трудников), келарь (отвечает за хранение и заготовку продуктов), гостиничный (отвечает за размещение и проживание гостей монастыря) и другие.
В женских монастырях эти послушания несут насельницы монастыря, за исключением духовника, который назначается архиереем из числа опытных и обычно пожилых монахов.
Обращение к монахам
Для того чтобы верно обратиться к насельнику (насельнице) монастыря, необходимо знать, что в обителях есть послушники (послушницы), рясофорные монахи (монахини), мантийные монахи (монахини), схимонахи (схимонахини). В мужском монастыре часть монахов имеет священный сан (служат диаконами, священниками).
Обращение в монастырях выглядит следующим образом.
В мужском монастыре. К наместнику можно обратиться с указанием его должности («отец наместник, благословите») или с употреблением имени («отец Никон, благословите»), возможно и просто «батюшка» (употребляется редко). В официальной обстановке: «Ваше Высокопреподобие» (если наместник - архимандрит или игумен) или «Ваше Преподобие» (если иеромонах). В третьем лице говорят: «отец наместник», «отец Гавриил».
К благочинному обращаются: с указанием должности («отец благочинный»), с добавлением имени («отец Павел»), «батюшка». В третьем лице: «отец благочинный» («обратитесь к отцу благочинному») или «отец… (имя)».
К духовнику обращаются: с употреблением имени («отец Иоанн») или просто «батюшка». В третьем лице: «что посоветует духовник», «что скажет отец Иоанн».
Если эконом, ризничий, казначей, келарь имеют священнический сан, к ним можно обратиться «батюшка» и спросить благословения. Если они не рукоположены, но имеют постриг, говорят: «отец эконом», «отец казначей».
Иеромонаху, игумену, архимандриту можно сказать: «отец… (имя)», «батюшка».
К монаху, имеющему постриг, обращаются: «отец», к послушнику - «брат» (если послушник в преклонном возрасте - «отец»). В обращении к схимникам, если употребляется сан, добавляется приставка «схи» - например: «Прошу ваших молитв, отец схиархимандрит».
В женском монастыре. Игумения, в отличие от монахинь, носит золотой наперсный крест и имеет право благословлять. У нее поэтому просят благословения, обращаясь таким образом: «мать игумения»; или с употреблением имени: «мать Варвара», «матушка Николая» или просто «матушка». (В женском монастыре слово «матушка» относится только к игумении. Поэтому, если говорят: «Так считает матушка», подразумевают игумению.)
В обращении к монахиням говорят: «мать Евлампия», «мать Серафима», но в конкретной ситуации можно просто «матушка». К послушницам обращаются: «сестра» (в случае преклонного возраста послушницы возможно обращение «матушка»).
О монастырских правилах
Монастырь - это особый мир. И нужно время, чтобы усвоить правила монашеского общежития. Для мирян укажем лишь на самое необходимое, что нужно соблюдать в монастыре при паломничестве. Придя в монастырь паломником или трудником, помните, что в монастыре на все испрашивают благословение и неукоснительно его выполняют.
Из монастыря без благословения выходить нельзя.
Оставляют вне монастыря все свои греховные привычки и пристрастия (вино, табак, сквернословие и т.п.).
Разговоры ведут только о духовном, не вспоминают про мирскую жизнь, не поучают друг друга, но знают только два слова: «прости» и «благослови».
Без ропота довольствуются пищей, одеждой, условиями сна, употребляют пищу только на общей трапезе.
Не ходят в чужие кельи, кроме случаев, когда бывают посланы настоятелем. При входе в келью творят вслух молитву: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас» (в женском монастыре: «Молитвами святых матерей наших…»). Не входят в келью, покуда не услышат из-за двери: «Аминь».
Избегают вольного обращения, смеха, шуток.
При работе на послушаниях стараются щадить немощного, который работает рядом, любовью покрывая погрешности в его работе.
При взаимной встрече приветствуют друг друга поклонами и словами: «Спасайся, брат (сестра)»; а другой отвечает на это: «Спаси Господи». В отличие от мира, за руку друг друга не берут.
Садясь за стол в трапезной, соблюдают порядок старшинства. На молитву, которую творит подающий пищу, отвечают: «Аминь», за столом молчат и внимают чтению.
К богослужению не опаздывают, разве только при занятости на послушании.
Оскорбления, встречающиеся на общих послушаниях, переносят смиренно, приобретая тем опытность в духовной жизни и любовь к братии.
В МОНАСТЫРЕИзвестна любовь православного народа к монастырям. Их сейчас в Русской Православной Церкви около 500. И в каждом из них кроме насельников есть трудники, паломники, приезжающие для того, чтобы укрепиться в вере, благочестии, поработать во славу Божию над восстановлением или благоустройством обители.
В монастыре более строгая дисциплина, чем на приходе. И хотя промахи новопришедших обычно прощаются, покрываются любовью, желательно ехать в монастырь, уже зная начатки монастырских правил.
Монастырь - это особый мир. И нужно время, чтобы усвоить правила монашеского общежития. Поскольку эта книга предназначена для мирян, укажем лишь на самое необходимое, что нужно соблюдать в монастыре при паломничестве.
Придя в монастырь паломником или трудником, помните, что в монастыре на всё испрашивают благословение и неукоснительно его выполняют.
Из монастыря без благословения выходить нельзя.
Оставляют вне монастыря все свои греховные привычки и пристрастия (вино, табак, сквернословие и т.п.).
Разговоры ведут только о духовном, не вспоминают про мирскую жизнь, не поучают друг друга, но знают только два слова - "прости" и "благослови".
Без ропота довольствуются пищей, одеждой, условиями сна, употребляют пищу только на общей трапезе.
Не ходят в чужие келий, кроме случаев, когда бывают посланы настоятелем. При входе в келию творят вслух молитву: "Молитвами святых отец наших Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй нас" (в женском монастыре: "Молитвами святых матерей наших..."). Не входят в келию, покуда не услышат из-за двери: "Аминь".
Избегают вольного обращения, смеха, шуток.
При работе на послушаниях стараются щадить немощного, который работает рядом, любовью покрывая погрешности в его работе. При взаимной встрече приветствуют друг друга поклонами и словами: "Спасайся, брат (сестра)"; а другой отвечает на это: "Спаси, Господи". В отличие от мира, за руку друг друга не берут.
Садясь за стол в трапезной, соблюдают порядок старшинства. На молитву, которую творит подающий пищу, отвечают "Аминь", за столом молчат и внимают чтению.
К богослужению не опаздывают, разве только при занятости на послушании. Оскорбления, встречающиеся на общих послушаниях, переносят смиренно, приобретая тем опытность в духовной жизни и любовь к братии.
КАК ВЕСТИ СЕБЯ НА ПРИЕМЕ У ЕПИСКОПА
Архиерей - ангел Церкви, без епископа Церковь теряет свою полноту и самою сущность. Поэтому церковный человек всегда с особой почтительностью относится к епископам.
Обращаясь к архиерею, его величают "Владыко" ("Владыко, благословите"). "Владыко" - это звательный падеж церковнославянского языка, в именительном падеже - Владыка; например: "Владыка Варфоломей благословил вам...".
Восточная (идущая из Византии) торжественность и многоречивость в обращении к епископу на первых порах даже смущает сердце малоцерковного человека, который может видеть здесь (на самом-то деле не существующее) умаление его собственного человеческого достоинства.
В официальном обращении употребляются иные выражения.
Обращаясь к епископу: Ваше Преосвященство; Преосвященнейший Владыко. В третьем лице: "Его Преосвященство рукоположил во диакона...".
Обращаясь к архиепископу и митрополиту: Ваше Высокопреосвященство; Высокопреосвященнейший Владыко. В третьем лице: "По благословению Его Высокопреосвященства сообщаем вам...".
Обращаясь к Патриарху: Ваше Святейшество; Святейший Владыко. В третьем лице: "Его Святейшество посетил... епархию".
У епископа берут благословение таким же образом, как у священника: ладони складывают крестообразно одна на другую (правая наверху) и подходят к архиерею для благословения.
Телефонный разговор с епископом начинают словами: "Благословите, Владыко" или "Благословите, Ваше Преосвященство (Высокопреосвященство)".
Письмо можно начать словами: "Владыко, благословите" или "Ваше Преосвященство (Высокопреосвященство), благословите".
При официальном письменном обращении к епископу
придерживаются следующей формы.
В правом верхнем углу листа пишут, соблюдая строчность:
Его Преосвященству
Преосвященнейшему (имя),
Епископу (название епархии),
Прошение.
При обращении к архиепископу или митрополиту:
Его Высокопреосвященству
Высокопреосвященнейшему (имя),
архиепископу (митрополиту), (название епархии),
Прошение.
При обращении к Патриарху:
Его Святейшеству
Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси
Алексию
Прошение.
Заканчивают прошение или письмо обычно такими словами: "Испрашиваю молитв Вашего Преосвященства...".
Священники, находящиеся, по сути, на церковном послушании, пишут: "Смиренный послушник Вашего Преосвященства...".
Внизу листа ставят дату по старому и новому стилю с указанием святого, память которого Церковь чтит в этот день. Например: 5/18 июля. Прп. Сергия Радонежского.
Придя на прием к епископу в епархиальное управление, подходят к секретарю или заведующему канцелярией, представляются и сообщают, по какой причине просят о приеме. Входя в кабинет епископа, творят молитву: "Молитвами святаго Владыки нашего, Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас", крестятся на иконы в красном углу, подходят к архиерею и просят его благословения. При этом не надо от чрезмерного благоговения или страха становиться на колени или падать ниц (если вы, конечно, не пришли с повинной в каком-то грехе).
В епархальном управлении обычно много священников, но необязательно у каждого из них брать благословение. Кроме того, существует четкое правило: в присутствии архиерея не берут благословения у священников, но лишь приветствуют их легким наклоном головы.
Если епископ выходит из кабинета в приемную, под благословение к нему подходят по чину: вначале священники (по старшинству), затем миряне (мужчины, потом женщины).
Разговор епископа с кем-либо не прерывают просьбой о благословении, но дожидаются окончания беседы. Свое обращение к архиерею обдумывают заранее и излагают его кратко, без лишних жестов и мимики. В конце беседы вновь просят благословения у архиерея и, перекрестившись на иконы в красном углу, степенно удаляются.
ВНЕ ЦЕРКОВНЫХ СТЕН
Церковный человек в семье
Семейная жизнь - частное дело каждого. Но поскольку семья считается домашней церковью, то и здесь можно говорить о церковном этикете.
Церковное благочестие и домашнее благочестие взаимосвязаны и дополняют друг друга. Истинный сын или дочь Церкви остается таковым и вне церкви. Христианское миросозерцание определяет весь строй жизни верующего. Не касаясь здесь большой темы домашнего благочестия, затронем некоторые вопросы, касающиеся этикета.
Обращение. Имя.
Поскольку имя православного христианина имеет мистический смысл и связано с нашим небесным покровителем, то оно должно употребляться в семье по возможности в полной форме: Николай, Коля, но не Кольча, Колюня; Иннокентий, но не Кеша; Ольга, но не Лялька и т.п. Употребление ласкательных форм не исключается, но оно должно быть разумным. Фамильярность в речи часто свидетельствует, что незримо отношения в семье утратили трепетность, что обыденность взяла верх. Недопустимо также называть домашних животных (собак, кошек, попугаев, морских свинок и т.д.) человеческими именами. Любовь к животным может превратиться в подлинную страсть, догорая умаляет любовь к Богу и человеку.
Дом, квартира
церковного человека должны являть собой пример житейской и духовной сообразности. Ограничиваться необходимым количеством вещей, предметов кухонного обихода, мебели - значит видеть меру духовного и материального, отдавая предпочтение первому. Христианин не гонится за модой, это понятие вообще должно отсутствовать в мире его ценностей. Верующий знает, что каждая вещь требует к себе внимания, ухода, времени, которого часто не хватает на общение с близкими, на молитву, чтение Священного Писания. Найти компромисс между Марфой и Марией (по Евангелию), выполнять по-христиански добросовестно обязанности хозяина, хозяйки дома, отца, матери, сына, дочери и при этом не забыть о едином на погребу - это целое духовное искусство, духовная мудрость. Несомненно, духовным центром дома, собирающим в часы молитвы и духовных бесед всю семью, должна быть комната с хорошо подобранным набором икон (домашний иконостас), ориентирующим молящихся на восток.
Иконы должны быть в каждой комнате, а также на кухне и в прихожей. Отсутствие в прихожей иконки обычно вызывает у приходящих в гости верующих людей некоторое замешательство: войдя в дом и желая перекреститься, они не видят образа. Смущение (уже с обеих сторон) вызывает и незнание либо гостем, либо хозяином обычной для верующих формы приветствия. Входящий произносит: "Молитвами святых отец наших. Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас", на что хозяин отвечает: "Аминь"; либо гость говорит: "Мир вашему дому", а хозяин отвечает: "С миром принимаем".
В квартире церковного человека духовные книги не должны находиться на одном стеллаже (полке) с мирскими, светскими. Духовные книги не принято оборачивать в газету. Церковную газету ни коем случае не используют для бытовых нужд. Пришедшие в негодность духовные книги, журналы, газеты сжигают.
В красном углу рядом с иконами не размещают портреты и фотографии дорогих хозяевам людей.
Иконы не ставят на телевизор и не вешают над телевизором.
Ни в коем случае в квартире не держат столь распространенные сейчас гипсовые, деревянные или иные изображения языческих богов, ритуальные маски африканских или индейских племен и т.д.
Пришедшего (даже на малое время) гостя желательно пригласить к чаю. Здесь хорошим примером может служить восточное гостеприимство, положительное влияние которого так заметно в радушии православных, живущих в Средней Азии и на Кавказе. Приглашая гостей по какому-то определенному поводу (именины, день рождения , церковный праздник, крещение ребенка, венчание и т.п.), предварительно продумывают состав гостей. Исходят при этом из того, что верующие люди имеют иное миропонимание и интересы, нежели далекие от веры люди. Поэтому может случиться, что человеку неверующему будут непонятны и скучны разговоры на духовную тему, это может и обидеть, оскорбить. Или же может случиться, что весь вечер уйдет на жаркий (хорошо бы не бесплодный) спор, когда забыт будет и праздник. Но если приглашаемый - на пути к вере, ищет истину, подобные встречи за столом могут пойти ему на пользу. Украсить вечер могут хорошие записи духовной музыки, фильм о святых местах, лишь бы это было в меру, не чрезмерно затянутым.
При крещении
крестная мать дарит ребенку-крестнику "ризки" (ткань или материю, в которую завертывается младенец, вынутый из купели), крестинную рубашечку и чепчик с кружевами и ленточками; цвет этих ленточек должен быть: для девочек - розовый, для мальчиков - голубой. Крестный отец кроме подарка по своему усмотрению обязан приготовить новокрещенному крестик и оплатить крестины. Оба - и крестный отец, и крестная мать - могут сделать подарки матери ребенка.
Свадебные подарки.
Обязанность жениха - купить кольца. По старинному церковному правилу для жениха необходимо золотое кольцо (глава семьи - солнце), для невесты - серебряное (хозяйка - луна, светящая отраженным солнечным светом). На внутренней стороне обоих колец вырезаются год, месяц и день обручения. Кроме того, на внутренней стороне кольца жениха вырезаются начальные буквы имени и фамилии невесты, а на внутренней стороне кольца невесты - начальные буквы имени и фамилии жениха. Кроме подарков невесте жених делает по подарку родителям, братьям и сестрам невесты. Невеста и ее родители также, со своей стороны, делают подарок жениху.
Если на свадьбе будут посаженные отец и мать (они заменяют на свадьбе жениху и невесте их родителей), то после венчания они должны встретить молодых у входа в дом иконой (держит посаженный отец) и хлебом-солью (предлагает посаженная мать). По правилам, посаженный отец должен быть женат, а посаженная мать замужней.
Что касается шафера, то он должен быть непременно холост. Шаферов может быть несколько (как со стороны жениха, так и со стороны невесты).
Перед отъездом в церковь шафер жениха вручает невесте от имени жениха букет цветов, который должен быть: для девицы-невесты - из померанцевых цветов и мирты, а для вдовы (или второбрачной) - из белых роз и ландышей.
При входе в церковь впереди невесты, по обычаю, идет мальчик пяти - восьми лет, который несет икону.
Во время венчания главная обязанность шафера и подружки - держать венцы над головами жениха и невесты. Это бывает довольно трудно - продержать венец с поднятой вверх рукой в продолжение немалого времени. Поэтому шаферы могут чередоваться между собой. В церкви родственники и знакомые со стороны жениха становятся справа (то есть за женихом), а со стороны невесты - слева (то есть за невестой). Выходить из церкви до окончания венчания считается крайне неприличным.
Главным распорядителем на свадьбе является шафер. Вместе с близкой подругой невесты он обходит гостей для сбора денег, которые затем жертвуются в церковь на богоугодные дела.
Тосты и пожелания, которые произносятся на свадьбе в семьях верующих, конечно, должны быть в первую очередь духовного содержания. Тут вспоминают: о назначении христианского брака; о том, что такое любовь в понимании Церкви; об обязанностях мужа и жены, согласно Евангелию; о том, как построить семью - домашнюю церковь и т.д. Свадьба церковных людей проходит с соблюдением требований благопристойности и меры.
Наконец, несколько замечаний о времени, когда отказываются от всех празднеств. Это время траура, то есть наружного выражения чувства печали по усопшему. Различают глубокий траур и обыкновенный траур.
Глубокий траур носится только по отцу, матери, деду, бабушке, мужу, жене, брату, сестре. Траур по отцу и матери продолжается один год. По деду и бабушке - шесть месяцев. По мужу - два года, по жене - один год. По детям - один год. По брату и сестре - четыре месяца. По дяде, тете и двоюродному родственнику - три месяца. Если вдова вопреки приличию вступает в новый брак ранее окончания траура по первому мужу, то она не должна приглашать на свадьбу никого из гостей. Эти сроки могут быть сокращены или увеличены, если перед смертью остающиеся в этой земной юдоли получили особое благословение от умирающего, ибо к предсмертному благожеланию, благословению (в особенности родительскому) относятся с почтением и благоговением.
Вообще в православных семьях без благословения родителей или старших не принимают никакие важные решения. Дети с ранних лет навыкают даже на повседневные дела просить благословения отца и матери: "Мамочка, я ложусь спать, благослови меня". И мать, перекрестив дитя, говорит: "Ангела хранителя тебе на сон". Отправляется ребенок в школу, в поход, в деревню (в город) - на всех путях его хранит родительское благословение. Если это возможно, родители присоединяют к своему благословению (при браке детей или перед своей смертью) видимые знаки, дары, благословения: кресты, иконы, святые мощи. Библию, которые, составляя домашнюю святыню, передаются из рода в род.
Неисчерпаемо бездонное море церковной жизни. Понятно, что в этой небольшой книге приведены лишь некоторые начертания церковного этикета.
Прощаясь с благочестивым читателем, просим его молитв.
Примечания:
Не находит духовного обоснования практика некоторых приходов, где прихожанок, работающих на кухне, в швейной мастерской и т.п., называют матушками. В миру матушкой принято называть только жену священника (батюшки).
В православных семьях дни рождения отмечают менее торжественно, чем именины (в отличие от католиков и, конечно, протестантов).
Игумен (Гутник Алексей Валентинович)
Дата рождения: 12 мая 1977 г.
Дата хиротонии: 2 октября 2005 г.
Дата пострига: 30 июня 2005 г.
День ангела: 20 августа
Обращение
Дорогие паломники и гости нашего монастыря!
Мы рады приветствовать вас на земле, освященной подвигом преподобного Александра Свирского, молитвами которого поддерживается духовная жизнь нашей обители и всего близлежащего Приладожья.
С момента основания монастырь преподобного Александра Свирского является одним из центров паломничества православных христиан, приезжающих в обитель с просьбами о его святых молитвах, помощи Божией и благословения на добрые дела. В истории нашего края обитель является духовным и просветительским центром всего Северо-Западного региона России, играя заметную роль в его возрождении и духовном развитии.
Наша древняя обитель, расположенная на берегах Святого и Рощинского озер, гармоничным образом вписывается в красивейшую природу Карелии, что дает возможность паломникам и гостям насладиться прекрасными видами окружающей природы и ощутить красоту этого святого места.
Автобиография
2002—2009 гг. — насельник Коневского Рождество-Богородичного мужского монастыря Санкт-Петербургской епархии. Исполнял послушания трапезника, повара, чтеца, певчего, келаря, казначея, благочинного.
18 марта 2005 г. пострижен в иночество с именем Андрей в честь святого апостола Андрея Первозванного.
30 июня 2005 г. пострижен в монашество настоятелем Коневского Рождество-Богородичного мужского монастыря игуменом Исидором (Минаевым) с именем Антоний в честь преподобного Антония Оптинского (день тезоименитства 20 августа).
2 октября 2005 г. рукоположен во иеродиакона митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром в Казанском кафедральном соборе г. Санкт-Петербурга.
С 2006 г. проходил обучение в Московской духовной семинарии (окончил заочное отделение).
5 ноября 2006 г. рукоположен во иеромонаха архиепископом Тихвинским Константином в академическом храме св. апостола Иоанна Богослова СПбДАиС.
27 июля 2009 г. Определением Священного Синода Русской Православной Церкви назначен членом Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.
9 сентября 2009 г., согласно благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, назначен секретарем Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.
С 23 декабря 2012 г. — постоянный член Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО).
В 2012 г. проходил обучение в церковно-историческом отделении Санкт-Петербургской православной духовной академии.
25 декабря 2013 г. Решением Священного Синода отправлен в распоряжение митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского.
10 марта 2013 г. зачислен в братию Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря и назначен и.о. благочинного Лодейнопольского благочиния (включая Лодейнопольский и Подпорожский районы).
5 апреля 2013 г. назначен и.о. наместника Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря.
23 октября 2014 г. года на заседании Священного Синода назначен игуменом (наместником) Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря.
26 октября 2014 г. года Преосвященнейшим Мстиславом епископом Тихвинским и Лодейнопольским в храме Рождества Христова на подворье Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря в г. Санкт-Петербурге возведён в сан игумена.
Церковные и общественные награды
- 2007 г. — набедренник
- 2010 г. — наперсный крест
- 2012 г. — знак Московского областного регионального отделения ИППО
- 2013 г. — медаль имени Василия Николаевича Хитрово (награда ИППО)
- 2014 г. — возведен в сан игумена Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря