» »

Деяния святых апостолов глава 12. Деяния святых апостолов

25.03.2024

В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло, и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом. Видя же, что это приятно Иудеям, вслед за тем взял и Петра, тогда были дни опресноков, и, задержав его, посадил в темницу, и приказал четырем четверицам воинов стеречь его, намереваясь после Пасхи вывести его к народу.

Итак, Петра стерегли в темнице, между тем церковь прилежно молилась о нем Богу. Когда же Ирод хотел вывести его, в ту ночь Петр спал между двумя воинами, скованный двумя цепями, и стражи у дверей стерегли темницу. И вот, Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу. Ангел , толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его. И сказал ему Ангел: опояшься и обуйся. Он сделал так. Потом говорит ему: надень одежду твою и иди за мною. Петр вышел и следовал за ним, не зная, что делаемое Ангелом было действительно, а думая, что видит видение. Пройдя первую и вторую стражу, они пришли к железным воротам, ведущим в город, которые сами собою отворились им; они вышли и прошли одну улицу, и вдруг Ангела не стало с ним. Тогда Петр, придя в себя, сказал: теперь я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня из руки Ирода и от всего, чего ждал народ Иудейский.

И, осмотревшись, пришел к дому Марии, матери Иоанна, называемого Марком, где многие собрались и молились. Когда же Петр постучался у ворот, то вышла послушать служанка, именем Рода; и, узнав голос Петра, от радости не отворила ворот, но, вбежав, объявила, что Петр стоит у ворот. А те сказали ей: в своем ли ты уме? Но она утверждала свое. Они же говорили: это Ангел его.

Между тем Петр продолжал стучать. Когда же отворили, то увидели его и изумились. Он же, дав знак рукою, чтобы молчали, рассказал им, как Господь вывел его из темницы, и сказал: уведомьте о сем Иакова и братьев. Потом, выйдя, пошел в другое место.

По наступлении дня между воинами сделалась большая тревога о том, что сделалось с Петром. Ирод же, поискав его и не найдя, судил стражей и велел казнить их. Потом он отправился из Иудеи в Кесарию и там оставался.

Ирод был раздражен на Тирян и Сидонян; они же, согласившись, пришли к нему и, склонив на свою сторону Власта, постельника царского, просили мира, потому что область их питалась от области царской.

В назначенный день Ирод, одевшись в царскую одежду, сел на возвышенном месте и говорил к ним; а народ восклицал: это голос Бога, а не человека. Но вдруг Ангел Господень поразил его за то, что он не воздал славы Богу; и он, быв изъеден червями, умер.

Слово же Божие росло и распространялось.

А Варнава и Савл, по исполнении поручения, возвратились из Иерусалима [в Антиохию], взяв с собою и Иоанна, прозванного Марком.

4. ПРЕСЛЕДОВАНИЕ ЦЕРКВИ В ИЕРУСАЛИМЕ (12:1-24)

Задачей этого раздела книги Деяний Апостолов было показать, насколько непримиримо отвергал Иерусалим своего Мессию. Лукой эта тема прослеживается по всей книге; она появляется у него то здесь, то там; до сих пор она звучала в 4:1-30 (особенно в 4:29); 5:17-40; 6:11 - 8:3; 9:1-2, 29. Именно эта враждебность Израиля сделала необходимым первое миссионерское путешествие Павла.

а. Мученическая смерть Иакова (12:1-2)

Деян. 12:1-2 . Тонко, но впечатляюще противопоставляет Лука любовь антиохийских христиан к их братьям в Иерусалиме холодной враждебности к церкви со стороны Ирода и иудеев. Упоминаемый тут Ирод - это Агриппа I, правитель, пользовавшийся популярностью среди иудеев, т. к. и сам был частично иудеем из династии Хасмонеев. "Царство" его охватывало ту же примерно территорию, которой прежде правил его дед - Ирод Великий. Всячески стремясь укрепить расположение к себе иудеев, он нашел "политически целесообразным" произвести аресты среди христиан и даже казнить Иакова, брата Иоаннова.

Умер Ирод Агриппа I в 44 году по Р. Х. Его сын Ирод Агриппа II был правителем Иудеи с 50 По 70 гг.по Р. Х. К нему и его сестре Береннке был приведен на суд апостол Павел (5:13 - 26:32). (таблицу семейства Иродов в толковании на Лук. 1:5.)

б. Тюремное заключение Петра и бегство его из темницы 02:3-19)

Из следующего ниже инцидента ясно, что Церковь представляла собой легко опознаваемую группу, которую иуден все более ненавидели и презирали.

Деян. 12:3-4 . Видя, что казнь Иакова вызвала у иудеев чувство удовлетворения, Ирод схватил и заточил в темницу Петра, и произошло это в дни опресноков. Семидневный этот весенний праздник следовал сразу же за Пасхой. Ирод намеревался сразу после Пасхи вывести Петра к народу для публичного судилища над ним. Под "Пасхой" здесь понимаются восемь праздничных дней, включавших собственно Пасху и семь следовавших за ней "опресночных дней".

Казнить Петра Ирод считал "уместным" по двум, по крайней мере, причинам. Во-первых, Петр был известен как руководитель церкви, а во-вторых, он братался с язычниками.

Ирод позаботился о "надежности" уз Петра, приказав стеречь его четырем воинским командам по четыре человека в каждой. Это, вероятно, означало, что двое из них прикованы были цепью к Петру (по одному с каждой стороны), а двое стерегли темницу снаружи (стих 6, 10). Видимо, каждая из четырех команд сменяла друг друга каждые шесть часов. Власти, надо думать, помнили о прежнем бегстве Петра (5:19-24), и не хотели, чтобы это случилось вновь.

Деян. 12:5 . Итак, Петра стерегли в темнице; между тем церковь прилежно молилась о нем Богу. Петр был скован, но молитва о нем лилась свободно!

Деян. 12:6 . Петр настолько доверялся Богу, что в… ночь накануне суда крепко спал (сравните 1-Пет. 2:23; 5:7). За свою жизнь он не боялся: ведь Иисус Христос дал ему понять, что он достигнет преклонного возраста (Иоан. 21:18).

Деян. 12:7-10 . Вторично Петру дал бежать Ангел (5:17-20). Разбудив апостола, он велел ему одеться и идти прочь из тюрьмы. Во время всей этой сцены одно сверхъестественное действие, производившееся Богом, сменяло другое: цепи упали с рук Петра, тогда как стража продолжала крепко спать, и сами собою отворились… железные ворота, ведшие в город.

Деян. 12:11 . Одна из "подтем" книги Деяний Апостолов - распространение Благой Вести, несмотря на все препятствия, чинимые ей. Здесь это представлено в образе освобождения Петра. Когда он под действием ночного воздуха пришел в себя, то осознал, что все произошло на деле, а не было видением, как это казалось ему с момента явления Ангела (стих 9). Бог действительно избавил его от Ирода и иудеев, и путь его был свободен.

Деян. 12:12 . В этом стихе читателям впервые представляется Иоанн Марк, который станет участником первого миссионерского путешествия Павла. Очевидно, Мария, мать Марка, пользовалась известностью и была женщиной состоятельной. Вероятно, в ее просторном доме чаще всего собиралась церковь. Судя по тому, что об отце Марка ничего не говорится, Мария могла быть вдовой. Марк стал впоследствии составителем Евангелия, носящего его имя (Мар. 14:51-52, где речь, видимо, идет о Марке, а также 1-Пет. 5:13).

Деян. 12:13-17 . Рассказ о неожиданном появлении Петра в доме Марка полон юмора и интересен чисто по-человечески. Мотив радости, столь характерный для книги Деяний Апостолов, отразился здесь в настроении служанки Роды, которая вышла на стук и узнала голос Петра. Хотя святые не переставали молиться об освобождении апостола (стих 5), оно словно бы застало их врасплох! На слова Роды Петр стоит у ворот ей ответили: в своем ли ты уме? Это Ангел его. Последнее заявление говорит о вере в личных ангелов, т. е. таких, которые приставлены к каждому из людей (сравните Дан. 10:21; Матф. 18:10).

Верили, очевидно, и в то, что ангел, сопутствующий человеку, может обретать его облик! Увидев, наконец, Петра, верующие изумились. Слова апостола об Иакове указывают на то, что брат Господень играл видную роль в Иерусалимской церкви. Дав святым удостовериться в том, что это действительно он, Петр ношел в другое место. В какое, не говорится. Судя по 1-Пет. 1:1, возможно, в Малую Азию. Позднее Петр придет в Антиохию Сирийскую (Гал. 2:11).

Деян. 12:18-19 . После попытки расследовать бегство Петра, Ирод, допросив стражей, которые сами ничего не понимали, велел безжалостно казнить их. А потом… отправился из Иудеи в Кесарию, т. е. из Иерусалима в главный город римской провинции Иудея, откуда римские губернаторы управляли народом.

е. Смерть Ирода Агриппы 1 (12:20-23)

Деян. 12:20-23 . Тир и Сидон входили в область, которой управлял Ирод; чем-то эти финикийские города навлекли на себя его недовольство, а, поскольку они зависели от зерновых поставок из Палестины, то искали теперь мира с правителем. Власта, постельника (постельничего; так назывался главный служитель при особе царя, ответственный за его жизнь и сокровища), они, скорее всего, подкупили, чтобы замолвил за них слово.

В назначенный день какой-то торжественной публичной аудиенции Ирод, облаченный в царскую одежду (великолепные, по свидетельству Иосифа Флавия, сребротканные одежды, ослепительно сиявшие на солнце) говорил к финикийским послам. Происходило это в присутствии народа, который стал громко величать правителя богом. Ироду низкав эта лесть была приятна, и истинному Богу… он не воздал славы. За это его внезапно поразил…

Ангел Господень. (По имеющимся историческим свидетельствам Ирод почувствовал резкую боль в животе и был унесен во дворец, где после нескольких дней мучений скончался.) Лука пишет, что он, быв изъеден червями, умер. Было это в 44 году по Р. Х. Описание Луки соответствует тому, что рассказано на этот счет Иосифом Флавием в "Иудейских древностях". После смерти Ирода правителями Иудеи были Феликс и Фест - соответственно. Трое из детей Ирода Агриппы I упоминаются на страницах книги Деяний Апостолов. Это - Друзилла, жена Феликса (24:24-26); Вереника (25:13,23) и Ирод Агриппа II (25:13 - 26:32).

г. Преуспевание Церкви (12:24)

Деян. 12:24 . Слово же Божие росло и распространялось (сравните со схожими фразами в 6:7; 13:49; 19:20). Несмотря на противостояние Церкви и гонения на нее, всемогущий Господь способствовал ее преуспеванию. Этим "сообщением об успехе" Лука завершает еще один раздел своей книги (сравните 2:47; 6:7; 9:31; 12:24; 16:5; 19:20; 28:30-31). Евангельская весть готова была начать свой путь из Антиохии в Малую Азию.

Деян. 12:25 . Вручив денежное пожертвование пресвитерам Иерусалимской церкви (11:27-30), Варнава и Савл возвратились в Антиохию. С собой из Иерусалима они взяли Иоанна… Марка (13:5), племянника Варнавы (Кол. 4:10).

12:1- 4 В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло,2 и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом.3 Видя же, что это приятно Иудеям, вслед за тем взял и Петра, - тогда были дни опресноков, -4 и, задержав его, посадил в темницу, и приказал четырем четверицам воинов стеречь его, намереваясь после Пасхи вывести его к народу.
Не только подданные стараются угождать царям, но и цари земные ради сохранения популярности своей и власти готовы идти на любые меры, которые будут приятны и одобряемы прослойкой людей, эту самую власть поддерживающую.
Увидев, что с Иаковом "номер прошел на ура", Ирод почувствовал вкус крови и начал притеснения остальных христиан. Наступила очередь Петра почувствовать на себе тиски царя Ирода.

Впрочем, и с подданными Ирода что-то было не в порядке: надо иметь извращённый ум, чтобы убийство могло нравиться.

Ну и каким же надо быть царём, чтобы народ ободрять не новшествами, не строительством и не улучшением материальных условий, к примеру, а убийствами, гонениями и преследованиями себе подобных?
Хотя Пасху царь свято чтил: не желал нарушать покой её этот «поклонник» Бога. Странный царь. Убил Иакова, задержал и Петра, чтобы после праздника вывести и его к народу на растерзание.

12:5-8 Итак Петра стерегли в темнице, между тем церковь прилежно молилась о нем Богу.6 Когда же Ирод хотел вывести его, в ту ночь Петр спал между двумя воинами, скованный двумя цепями, и стражи у дверей стерегли темницу.7 И вот, Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу. [Ангел], толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его. 8 И сказал ему Ангел: опояшься и обуйся. Он сделал так. Потом говорит ему: надень одежду твою и иди за мною
Много может молитва праведных: вся церковь молилась ПРИЛЕЖНО, не как-нибудь и лишь бы помолиться, а долго, совместно и старательно - церковь просила Иегову о помощи для арестованного Петра, и Бог услышал их молитвы, послав ангела Своего на помощь.
Просите прилежно и настойчиво - и дано будет. Может, конечно, ангел и не освободит от наших современных уз, но облегчение от Бога придёт непременно, хотя бы в моральном плане.

12:9 [Петр] вышел и следовал за ним, не зная, что делаемое Ангелом было действительно, а думая, что видит видение
Пётр, как видим, не мог понять и осознать, происходит это с ним во сне или наяву, в видениях или на самом деле он брёл по городу за ангелом.
Так чудно воздействовал святой дух на Петра, не давая ему различать, где в теле (в реальности наяву), а где в духе (в воздействии на сознание, как во сне) события происходят.
Так же в своё время святой дух воздействовал и на Иоанна, который видел будущее в далёком Дне Христовом очень явственно и со всеми подробностями даже на небесах, хотя находился на земле и в 1 веке – Откр. 1:9,10. Так же действовал святой дух и на апостола Павла, когда он не мог понять, в теле (в реальности) или вне тела (во сне или бодрствуя видел видение) он попал в рай Божий -2Кор.12:2,4.

Эти случаи не означают, что апостолы во время своих путешествий по воле святого духа сбрасывали свои тела, покидали их и оставляли на земле в буквальном смысле, как царевна-лягушка - сбрасывала лягушачью кожу. Тела их находились на земле, сознание же, мозг - видел картины, которые Бог показывал им в видениях настолько явно, что они не могли отличить реальность от видений.

12:10,11 Пройдя первую и вторую стражу, они пришли к железным воротам, ведущим в город, которые сами собою отворились им: они вышли, и прошли одну улицу, и вдруг Ангела не стало с ним.11 Тогда Петр, придя в себя, сказал: теперь я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня из руки Ирода и от всего, чего ждал народ Иудейский.
Как только ангел покинул Петра, он пришёл в себя и осознал, что это просто Бог вывел его из тюрьмы при помощи ангела на самом деле, в реальности, а не в видениях - и всё. Как видим, воздействие силы святого духа - временное, не постоянное.

12:12 -17 И, осмотревшись, пришел к дому Марии, матери Иоанна, называемого Марком, где многие собрались и молились.13 Когда же Петр постучался у ворот, то вышла послушать служанка, именем Рода,14 и, узнав голос Петра, от радости не отворила ворот, но, вбежав, объявила, что Петр стоит у ворот.15 А те сказали ей: в своем ли ты уме? Но она утверждала свое. Они же говорили: это Ангел его.16 Между тем Петр продолжал стучать. Когда же отворили, то увидели его и изумились.17 Он же, дав знак рукою, чтобы молчали, рассказал им, как Господь вывел его из темницы, и сказал: уведомьте о сем Иакова и братьев. Потом, выйдя, пошел в другое место.

В жизни есть место и чуду и христианам, творящим чудеса. И хотя многие из них святым духом сами творили чудеса, однако способность удивляться чуду они, тем не менее, не утеряли.
Особенно чуднО поступила христианка Рода, узнавшая голос вернувшегося Петра и на радостях забывшая открыть ему дверь.

Н икто не поверил, что вернулся Пётр в реальности, думали, что это ангел под видом Петра пришёл (многие на этих текстах строят учение о личных ангелах-хранителях каждого жителя земли, якобы защищающих всех нас от неприятностей. Однако позже увидим, что у Ирода, например, такового не оказалось, да и апостола Иакова почему-то не спас ангел-хранитель от обезглавливания)
Как видим, об ангелах кое-что знали в 1 веке и о помощи их - также. Сегодня они о них знают больше. Только не всё из того, что о них знают сегодня - правда Божья. Хотя известно точно, что они помогают служителям Божьим только тогда, когда Бог посчитает нужным послать их на выручку кому-либо – Евр. 1:14.

12:18, 19 По наступлении дня между воинами сделалась большая тревога о том, что сделалось с Петром. 19 Ирод же, поискав его и не найдя, судил стражей и велел казнить их. Потом он отправился из Иудеи в Кесарию и [там] оставался
Ирод был вне себя от злости и выместил свою досаду на невиновных стражниках, охранявших Петра, казнив их. Ещё бы, такой публичный спектакль сорвался из-за потери Петра!
Ирод казнил стражников, прозевавших Петра, не вникая даже в рассказ их о его необычном освобождении. Пострадали невинно. И сколько таких в веке этом несправедливом?
Бывает, увы, и так в веке этом: даже не специально, а кому-нибудь да причиним горе собою и своими поступками, сами того не желая.

12:20 -23 Ирод был раздражен на Тирян и Сидонян; они же, согласившись, пришли к нему и, склонив на свою сторону Власта, постельника царского, просили мира, потому что область их питалась от [области] царской.21 В назначенный день Ирод, одевшись в царскую одежду, сел на возвышенном месте и говорил к ним;
Ирод был раздражён в принципе: много чего навалилось на него, Тиряне и Сидоняне воспротивились, было, его правлению, да передумали противиться: от стола царского питались, что немаловажно для желания поддерживать мирную политику.

Ирод же, похоже, мнил себя богом: как же, стольких людей столами своими облагодетельствовал! А народ и воспринимал его как бога, и слово царя – не иначе как за слово Бога почитал:
22 а народ восклицал: [это] голос Бога, а не человека.

Им без разницы, ЧТО говорил царь. Главное, что ЦАРЬ говорил. Царь не стал отпираться, НЕ сказал, что это не Бог, а он сам - человек - говорит: а что, чем это царь - не Бог? Почему не принять такое лестное мнение народа о себе?
И за то, что он приравнял себя к Богу – Ирод был поражён смертью :
23 Но вдруг Ангел Господень поразил его за то, что он не воздал славы Богу; и он, быв изъеден червями, умер

Это, собственно, было закономерным итогом для такого царя, гнавшего христиан и развлекавшего своих подданных убийствами.
Если мы говорим своё - то следует и говорить, как своё. Если мы желаем сказать Божье – тогда Божьим словом и пользоваться надо, чтобы и нас черви прежде времени не изъели: никому не позволительно в мироздании Божьем присваивать себе славу Божью

12:24,25 Слово же Божие росло и распространялось.25 А Варнава и Савл, по исполнении поручения, возвратились из Иерусалима в Антиохию, взяв с собою и Иоанна, прозванного Марком.
Но несмотря на попытки Ирода перебить христиан - слово Божье распространялось всё более и более по Иудее и окрестностям Израиля.
Варнава же и Павел вернулись снова в Антиохию, взяв с собой туда и Марка.
Ну и немного об этом царе Ироде из истории:

Толковая Библия Лопухина:
"Ирод царь..." Это был именно Ирод Агриппа I, сын Аристовула и Вероники, внук Ирода так называемого Великого, искавшего убить Господа по Его рождении и вместо Него избившего вифлеемских младенцев (Мф II:1, 13 и д.), племянник Ирода Антипы Галилейского - убийцы Иоанна Крестителя (Мф XIV:3 и д.). Такова эта семья убийц, окровавивших свои руки самою драгоценною для христианского мира кровью...
Родившись около 10 года до Рождества Христова, Ирод Агриппа воспитывался в Риме. По восшествии на престол Калигулы, получил от него тетрархию умершего дяди своего Филиппа (Мф II:22; Лк III:1) и тетрархию Лисания (Лк III:1) с титулом царя. Вскоре он объединил под своим владением и тетрархию другого дяди своего Ирода Антипы. Наконец, Клавдий Кесарь, преемник Калигулы, присоединил к его владениям и Иудею с Самарией, так что он, подобно деду, владел всею Палестиною (Флав. Археол. XVIII:7, 2; XIX:5, 1; 6, 1; О войне Иуд. 11, 9, 6; 11, 5), причем отдельной прокуратуры римской над Палестиною уже не было. Умер 44 года по Р. X., процарствовав не более 4 лет, после чего Иудея снова была обращена в Римскую провинцию.

1 В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло,

2 и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом.

3 Видя же, что это приятно Иудеям, вслед за тем взял и Петра, - тогда были дни опресноков, -

4 и, задержав его, посадил в темницу, и приказал четырем четверицам воинов стеречь его, намереваясь после Пасхи вывести его к народу.

5 Итак Петра стерегли в темнице, между тем церковь прилежно молилась о нем Богу.

6 Когда же Ирод хотел вывести его, в ту ночь Петр спал между двумя воинами, скованный двумя цепями, и стражи у дверей стерегли темницу.

7 И вот, Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу. [Ангел], толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его.

8 И сказал ему Ангел: опояшься и обуйся. Он сделал так. Потом говорит ему: надень одежду твою и иди за мною.

9 [Петр] вышел и следовал за ним, не зная, что делаемое Ангелом было действительно, а думая, что видит видение.

10 Пройдя первую и вторую стражу, они пришли к железным воротам, ведущим в город, которые сами собою отворились им: они вышли, и прошли одну улицу, и вдруг Ангела не стало с ним.

11 Тогда Петр, придя в себя, сказал: теперь я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня из руки Ирода и от всего, чего ждал народ Иудейский.

12 И, осмотревшись, пришел к дому Марии, матери Иоанна, называемого Марком, где многие собрались и молились.

13 Когда же Петр постучался у ворот, то вышла послушать служанка, именем Рода,

15 А те сказали ей: в своем ли ты уме? Но она утверждала свое. Они же говорили: это Ангел его.

16 Между тем Петр продолжал стучать. Когда же отворили, то увидели его и изумились.

17 Он же, дав знак рукою, чтобы молчали, рассказал им, как Господь вывел его из темницы, и сказал: уведомьте о сем Иакова и братьев. Потом, выйдя, пошел в другое место.

18 По наступлении дня между воинами сделалась большая тревога о том, что сделалось с Петром.

19 Ирод же, поискав его и не найдя, судил стражей и велел казнить их. Потом он отправился из Иудеи в Кесарию и [там] оставался.

20 Ирод был раздражен на Тирян и Сидонян; они же, согласившись, пришли к нему и, склонив на свою сторону Власта, постельника царского, просили мира, потому что область их питалась от [области] царской.

21 В назначенный день Ирод, одевшись в царскую одежду, сел на возвышенном месте и говорил к ним;

23 Но вдруг Ангел Господень поразил его за то, что он не воздал славы Богу; и он, быв изъеден червями, умер.

24 Слово же Божие росло и распространялось.

25 А Варнава и Савл, по исполнении поручения, возвратились из Иерусалима в Антиохию, взяв с собою и Иоанна, прозванного Марком.

1 В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло,
2 и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом.
3 Видя же, что это приятно Иудеям, вслед за тем взял и Петра, -- тогда были дни опресноков, --
4 и, задержав его, посадил в темницу, и приказал четырем четверицам воинов стеречь его, намереваясь после Пасхи вывести его к народу.
5 Итак Петра стерегли в темнице, между тем церковь прилежно молилась о нем Богу.
6 Когда же Ирод хотел вывести его, в ту ночь Петр спал между двумя воинами, скованный двумя цепями, и стражи у дверей стерегли темницу.
7 И вот, Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу. _Ангел,_ толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его.
8 И сказал ему Ангел: опояшься и обуйся. Он сделал так. Потом говорит ему: надень одежду твою и иди за мною.
9 _Петр_ вышел и следовал за ним, не зная, что делаемое Ангелом было действительно, а думая, что видит видение.
10 Пройдя первую и вторую стражу, они пришли к железным воротам, ведущим в город, которые сами собою отворились им: они вышли, и прошли одну улицу, и вдруг Ангела не стало с ним.
11 Тогда Петр, придя в себя, сказал: теперь я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня из руки Ирода и от всего, чего ждал народ Иудейский.
12 И, осмотревшись, пришел к дому Марии, матери Иоанна, называемого Марком, где многие собрались и молились.
13 Когда же Петр постучался у ворот, то вышла послушать служанка, именем Рода,
14 и, узнав голос Петра, от радости не отворила ворот, но, вбежав, объявила, что Петр стоит у ворот.
15 А те сказали ей: в своем ли ты уме? Но она утверждала свое. Они же говорили: это Ангел его.
16 Между тем Петр продолжал стучать. Когда же отворили, то увидели его и изумились.
17 Он же, дав знак рукою, чтобы молчали, рассказал им, как Господь вывел его из темницы, и сказал: уведомьте о сем Иакова и братьев. Потом, выйдя, пошел в другое место.
18 По наступлении дня между воинами сделалась большая тревога о том, что сделалось с Петром.
19 Ирод же, поискав его и не найдя, судил стражей и велел казнить их. Потом он отправился из Иудеи в Кесарию и _там_ оставался.
20 Ирод был раздражен на Тирян и Сидонян; они же, согласившись, пришли к нему и, склонив на свою сторону Власта, постельника царского, просили мира, потому что область их питалась от _области_ царской.
21 В назначенный день Ирод, одевшись в царскую одежду, сел на возвышенном месте и говорил к ним;
22 а народ восклицал: _это_ голос Бога, а не человека.
23 Но вдруг Ангел Господень поразил его за то, что он не воздал славы Богу; и он, быв изъеден червями, умер.
24 Слово же Божие росло и распространялось.
25 А Варнава и Савл, по исполнении поручения, возвратились из Иерусалима (в Антиохию), взяв с собою и Иоанна, прозванного Марком.