» »

Ежемесячная газета "мир православия". Путь русского воина

26.12.2023

МОУ «Новомичуринская средняя общеобразовательная школа№2»

Пронский район Рязанская область

Святые воины-

Святой Руси.

Подготовила: учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Никитина Светлана Сергеевна

Цель урока: Знакомство учащихся с христианским отношением к войне и воинскому долгу.

Задачи урока:

    познакомить учащихся с отношением православных людей к воинскому долгу, с жизнью русских воинов, ставших святыми;

    помочь учащимся объяснить понятие «справедливая война»;

    познакомить с законами милосердия и справедливости на войне;

    способствовать формированию личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

    способствовать формированию умения осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

    способствовать овладению навыками смыслового чтения текстов, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.

Ключевые понятия урока: защита Родины, справедливая война, несправедливая война .

Оборудование : компьютер, проектор, экран, горошины (по количеству учащихся класса).

Ход урока.

I . Самоопределение к деятельности.

Закройте глазки и протяните ладошку. Учитель кладёт каждому ученику в ладонь горошину.

Что это такое?

На что похожи эти горошины? (Ответы учащихся).

А ещё горошины похожи на нашу планету Земля.

Найдите место для горошины, чтобы она не укатилась. Учащиеся кладут горошину в выбранное ими место.

II . Актуализация знаний. III . Постановка учебной задачи.

Мы любим своих родных, свой дом, любим свой двор и улицу, на которой живем. И даже когда человек уже вырос и уехал куда-то далеко из своих родных мест, он всегда вспоминает свой дом, поддерживает связь со своими родными. И всегда возвращается домой, потому что здесь его всегда помнят и ждут. Здесь его Родина. . Без корней веточка не может зеленеть и плодоносить. Так и человек не может жить без Родины и приносить настоящую пользу обществу. Родина это наши корни, наши традиции, наша семья, наши родные и близкие.

- Подберите к слову «родина» синонимы. Ответы учащихся.

Родина, Отчизна, Отечество, Россия.

В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова это понятие определяется так: «Отечество, родная страна. Место рождения, происхождения, возникновения, то есть страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит».

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн так говорил об Отечестве: «Отечество – понятие священное, ибо его даровал всякому народу Сам Господь Бог, а дар Божий надо беречь».

Все, что человеку важно и дорого, без чего он не может жить, человек должен беречь, хранить, а если надо - и защищать.

Если обидели тебя - можно стерпеть. Христос говорил, что нужно подставить левую щёку, если тебя ударили в правую. Ведь зло злом победить нельзя. Можно простить свою обиду. Есть ведь и другие слова Христа: «Всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду». Значит, гнев бывает напрасным, а бывает уместным .

Если обижают твою мать или сестру, просто кого-то слабого - долг каждого человека встать на защиту.

Из истории мы помним, что всегда русский народ вставал на защиту своей земли от врагов и захватчиков.

Как вы думаете, влияет ли война на человека?

Может ли человек во время войны измениться в плохую сторону? (предательство, дезертирство, мародерство и т.д.)

(Кто-то думает, что если во время войны на каждом шагу подстерегает смерть, то можно делать что угодно безнаказанно).

Будет ли такой поступок христианским? Почему? (надо поступать по заповедям Божьим)

Может ли человек во время войны измениться в хорошую сторону? Как?

Действительно, перед лицом смерти человек может сильно измениться. Он даже может уверовать в Бога

Послушайте письмо, которое нашли в простреленной шинели русского солдата Александра Зацепы, погибшего в годы Великой Отечественной войны. Это прощальное письмо. Оно адресовано и обращено не к родным и близким, а к Всемогущему Богу, в которого свято уверовал наш воин в свой предсмертный час:

Послушай, Бог .

Еще ни разу в жизни с тобой не говорил я,

Но сегодня мне хочется приветствовать тебя.

Ты знаешь, с детских лет мне говорили, что нет Тебя.

И я, дурак, поверил, Твоих я не созерцал творений.

И вот сегодня ночью я смотрел из кратера, что выбила граната,

На небо звездное, что было надо мной.

Я понял вдруг, любуясь мирозданием,

Каким жестоким может быть обман.

Не знаю, Боже, дашь ли Ты мне руку, но я Тебе скажу,

И Ты меня поймешь: не странно ли,

Что среди ужасающего ада мне вдруг открылся свет и я узнал Тебя?

А кроме этого мне нечего сказать, вот только, что я рад,

Что я Тебя узнал.

На полночь мы назначены в атаку, но мне не страшно.

Ты на нас глядишь…Сигнал. Ну что же?

Я должен отправляться. Мне было хорошо с Тобой.

Еще хочу сказать, что,

Как Ты знаешь, битва будет злая,

И, может, ночью же к Тебе я постучусь.

И вот до сих пор Тебе я не был другом,

Позволишь ли Ты мне войти, когда приду?

Но, кажется, я плачу, мой Боже,

Ты видишь, со мною случилось то, что ныне я прозрел.

Прощай, мой Бог, иду.

И вряд ли уже вернусь.

Как странно, но теперь я смерти не боюсь.

Учитель Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? (Ответы детей)

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке православной культуры? ____________________

Дети Сегодня на уроке православной культуры мы будем говорить о воинах, о защитниках нашей Родины.

Кто сформулирует тему нашего урока.

Тема нашего урока «Святые воины -святой Руси»

. IV . Построение проекта открытия нового знания.

Из 650 лет Российской Государственности (начиная с поля Куликова), 300 лет чистого времени из жизни русского народа ушло на войны. Причем все войны были оборонительные. Мы никогда не нападали, только защищали свое и обороняли. Самым главным призванием для мужчины была защита Родины, земли и своего рода. Мальчик, рожденный в русской семье, это будущий воин, его воспитывали истинным защитником.

Вопрос : Можно ли быть защитником Родины, не любя свою Родину?

Нет.

Велико наше Отечество - Русская земля. Но таким оно стало не сразу. Много врагов разоряли Россию, немало тяжёлых бедствий пережила она. Защищая свою Родину, русский человек защищал при этом свою православную веру. Потому вся нечисть, которая шла войной на Россию, всегда стремилась уничтожить в русских людях православную веру, православный дух.

Силу духа русскому человеку выстоять в борьбе с врагом давала православная вера. Вот почему среди русских святых так много воинов:.

Эстафету славы святого воинства Руси, которую начал Александр Невский, продолжилась его правнуком святым благоверным Димитрием Донским.

Дети В XIV веке Русь находилась под монголо-татарским игом. Выплачивала дань золотоордынским ханам, стонала от пожаров и разорений. В это тяжёлое время на московский престол взошёл внук Ивана Калиты Дмитрий Иванович. Пользуясь малолетством Дмитрия, князь Суздальский захватил себе великое княжение, но три года спустя одиннадцатилетний Дмитрий сам возглавил московское войско и возвратил себе отцовский титул. С детства духовным наставником Дмитрия был митрополит Московский Алексей. Он учил мальчика быть твёрдым, ковал из него воина, готовил его не для книг, а для меча. учил митрополит Алексей юного Дмитрия родину свою любить и сражаться за неё. Поэтому науку Дмитрию пришлось постигать битвами, а не рукописанием; жизнь познать на окровавленной земле; людей – в воинском стане. Воинскую науку Дмитрий ставил превыше всех наук: век был такой, надо было ковать мечи. Поэтому князь Московский закупал оружие в разных странах на Западе и Востоке. Собирал на московской земле лучших мастеров: оружейников, строителей. Именно при правлении князя Дмитрия Ивановича Москва впервые стала каменной, хорошо укреплённой крепостными стенами, валами, рвами, сторожевыми башнями. От всех своих родственников, духовного наставника митрополита Алексея Дмитрий перенял ненависть к тяжкому ордынскому бремени. Он понял и принял на себя великое обязательство: скинуть с плеч народа ярмо Орды. С детских лет впитал Дмитрий гнев и обиду за Русь, за пролитую кровь единородных братьев.

Трудное это было время, но настал час, когда по словам летописца русские люди похоронили свой страх перед татарами, воспряли духом. Перед Куликовской битвой князь Димитрий в поисках духовной поддержки отправился к преподобному Сергию в монастырь за благословением. Татары в то время считались непобедимыми, а имя преподобного Сергия, как праведника и чудотворца, было прославлено по всей Руси. Благословение такого человека должно было вселить надежды во всех воинов. преподобный Сергий благословил князя Димитрия и предсказал ему победу над врагами:

(Колокольный звон)

Преподобный Сергий не только благословил князя, но и отправил с ним двух иноков княжеского рода, хорошо владеющих оружием.

Появление среди русского воинства двух всадников в черных монашеских одеяниях, идущих по благословению самого Сергия на брань, чтобы пострадать за веру и обрести вечное спасение, неизбежно должно было произвести на ратников огромное впечатление, послужить им примером, стать залогом справедливости битвы.

Этими иноками были Александр Пересвет и Андрей Ослябя, которых преподобный Сергий перед этим постриг в Великую Схиму (высший ангельский чин).

Если про Дмитрия Донского, Сергия Радонежского и хана Мамая известно немало, то информация о воинах-схимниках минимальна Среди разных героев встречаются такие, которые, появившись один раз, навечно входили в историю своего Отечества. К ним относится легендарные воины-монахи, герои сражения на Куликовском поле.

Время донесло до нас об этом герое самые скупые сведения, которые иногда больше похожие на легендарные.

Это были два родных брата, подвизавшиеся под руководством Сергия против врагов невидимых, два инока-боярина: Александр-Пересвет, бывший боярин брянский, и Андрей-Ослябя, бывший боярин Любецкий.

Их мужество, храбрость и искусство воинское были еще у всех свежи в памяти: до принятия монашества оба они славились как доблестные воины, храбрые богатыри и люди очень опытные в военном деле. Вот этих-то иноков-богатырей и просил себе в свои полки великий князь у Преподобного Сергия: он надеялся, что эти люди, посвятившие себя всецело Богу, своим мужеством могут служить примером для его воинства и тем самым сослужат ему великую службу.

По преданию, перед битвой Пересвет молился в келье отшельника при часовне святого воина великомученика Димитрия Солунского, где впоследствии был основан мужской Димитриевский Ряжский монастырь, что в 7 км от г. Скопина. Помолясь, Пересвет ушёл, оставив свой яблоневый посох. Этот посох ранее хранился в краеведческом музее г. Рязани.

Был Великий князь Дмитрий не только смелым, но и мудрым, сильным полководцем. Отличное место выбрал он для решительного сражения: Куликово поле

Вышли русские полки на Куликово поле раньше Мамая. Уже вечером они приняли боевой порядок и так, в строю, простояли всю ночь. Это оказалось очень важно, так как утром опустился на Куликово поле такой густой туман, что ничего не было видно даже вблизи. И эта тьма стояла до середины дня... Это Всемилостливая Богородица, ставшая Домом Руси, решила укрыть своих воинов плотным туманом, как плотным покрывалом, от смертного боя. И воины чувствовали Её присутствие и молились ей.

И было это в субботу, 8 октября, в день Рождения Богородицы. И стояла Она над полем битвы и помогала русским воинам выстоять.

В те далёкие времена было принято перед сражением устраивать поединок двух самых сильных и смелых воинов от каждого войска.

Бой начался поединком двух воинов. С татарской стороны выехал вперед богатырь огромного роста, страшной наружности и звали его Челубей Тамир Мурза. навстречу Челубею, одетому в тяжелые доспехи, выехал монах Александр Пересвет с одним лишь копьем в руках. Татарин заметно превосходил в силе, а русские воины в вере. На всём скаку налетели они друг на друга, сшиблись с налёту копьями. Устояли кони, а воины рухнули наземь, оба мёртвые. Своею смертью предсказали они, что битва будет трудная и кровопролитная.

Так инок Александр Пересвет совершил свой исторический подвиг во имя земли Русской, чтобы навечно стать в ее истории героем-витязем

И рухнула тут тишина зловещая. Затрубили ратные трубы, и слились голоса в единый голос, и послышался великий стук от сабель и сбивающихся коней, и прозвенел клич русский: "За Русь Святую!"

Во время сражения Сергий Радонежский и вся Троицкая лавра молились в церкви. Духовными очами святой видел все поле битвы и поминал по имени всех раненых и убитых.

А Сергий в те часы уединился

Перед Святою Троицей молился

Казалось, он следит духовным зреньем

За ходом величайшего сраженья

Храм наполняли свет и тишина,

Порою старец прерывал молитвы,

Погибших называл он имена

И тех, кто ранен был на поле битвы

. Увидел Дмитрий, что в передовом полку только молодые воины стоят, неопытные. Снял он свои княжеские одежды, отдал их своему боярину Бренку, сам достал доспехи простого ратника (воина) и встал в строй: "

Татары первыми двинулись в атаку. Они рассеяли сторожевой и передовой полки и напали на основные силы – большой полк, стали обходить его слева. Но в этот решающий момент из дубравы ударил засадный полк и татары-ордынцы обратились в бегство.

В тот день исполнилось слово преподобного Сергия Радонежского, предвозвестившего князю Димитрию Иоанновичу победу, но победу дорогой ценой. Из 150 000 ополченцев в Москву вернулось лишь 40 000. Однако с этого момента Русь начала жить надеждой на освобождение от ордынского ига.

Несколько дней хоронили русские погибших. Самого князя Дмитрия с трудом нашли среди убитых – раненого, но живого. После Куликовского сражения стали называть его Дмитрием Донским.

Жены, матери, дети и старцы с нетерпением ожидали своих. – Гонец привез весть, что потери огромные. – Они вышли навстречу князю и дружине, зная, что за ними следует великое множество подвод с раненными и убитыми. Возгласы радости, плач, прославление Бога, и над всем этим морем – сердечная молитва об упокоении душ убитых на Куликовом поле православных воинов.

Ни когда еще русское воинство не знало такой победы.

Сразу по возвращении князь Димитрий приказал служить панихиды по убиенным во всех храмах и монастырях. Тут же составлялись и рассылались по приходам и обителям списки погибших. Многие ратники так и остались навсегда неизвестными, и в те дни Православная Церковь соборно молилась о даровании прощения грехов и об упокоении всех русских воинов знаемых и не знаемых, за Русь, за веру православную живот свой положивших.

Город жил одним молитвенным воздыханием. Перед алтарями в свете паникадил и под сводами монашеских келий, в боярских палатах и в тесных избах при огоньках грошовых свечей читались Евангение и Псалтирь с поминовением погибших Люди, не знавшие грамоты, молились от сердца со слезами и с земными поклонами перед темными образами

В память о погибших на том самом месте, откуда выступало русское войско на битву с татарами, был заложен храм в честь Всех святых – небесных покровителей русских ратников, павших во время битвы. Так появилась одна из самых древних московских церквей – церковь Всех святых на Кулишках.

Каждый год в один из осенних субботних дней князем Димитрием было установлено служить панихиды в память по убиенным.

«Димитровская суббота» – так ее называли в память о князе Димитрии Донском – стала называться «родительской». С давних времен в Русской Православной Церкви – это день общей молитвы об усопших, день надежды на милосердие Божие.

Деяния на благо Родины Сергия Радонежского, Дмитрия Донского, Александра Пересвета и других Святых заступников Руси, с точки зрения современного человека выглядят даже больше, чем просто подвиг отдельно взятого человека. Это были по-настоящему великие люди, настоящие патриоты, отмеченные перстом Божьим. Никто из ныне живущих не вправе забывать о том, кому мы обязаны тем, что имеем сегодня.

Читайте, впитывайте в себя мудрость веков и гордитесь тем, что вы являетесь продолжателями тех великих дел, которые были когда-то заложены в основание нашей Русской государственности.

Почему эти люди стали святыми? (Потому что они отдали свои жизни за веру и Отечество).

- Кто такие святые? (признаны Богом образцом для других людей, за праведную жизнь и стойкость в вере).

- Вспомните, с чего начинались сражения Александра Невского, Дмитрия Донского? (с обращения к Богу).

-Что делали полководцы после окончания сражения? (Благодарили Бога за помощь).

В самые трудные времена Бог посылает в помощь людям героев

VII . Рефлексия.

А теперь ещё раз посмотрите на свою горошину. Сумели ли вы её сохранить? Это было сложно. Она могла потеряться, разломиться на части. А вот мир, в котором мы живём, сохранить ещё труднее. Нужно жить в согласии с другими людьми и с собой. Будьте добрее, внимательнее друг к другу и тогда станет в мире меньше зла, насилия.



Русская земля издавна была славна ратным духом и молитвенным усердием своих сынов. Нередко случалось и так, что подвиги на поле брани и подвиги во славу Божию переплетались в жизни одного человека.

Все мы знаем, что именно мудрому князю Владимиру мы обязаны как нашей верой, так и нашей великой культурой.

В молодости князь Владимир был язычником и часто поступал жестоко и неблагородно. Но, познав истинную веру, он прошёл через глубокие внутренние изменения, стал регулярно молиться, много благотворить, строить храмы и основывать княжеские училища в городах Руси.

Благодаря своему крещению и обращению страны в Православие святой князь сумел заключить союз с Византией - самым сильным и культурным государством его времени и вступил в брак с сестрой византийского императора царевной Анной.

Но Господь благоволил святому и на воинской стезе: князь серьёзно укрепил и расширил доставшееся ему по наследству государство, присоединив к нему земли вятичей и радимичей, богатые города Червен и Перемышль на границе с Польшей, земли ятвягов на берегу Балтийского моря и земли белых хорватов в Прикарпатье.

Кроме того, святой Владимир сумел утихомирить беспокойных восточных соседей из Великой степи, ранее докучавших постоянными грабительскими набегами: в нескольких походах он разбил волжских булгар и хазар и заключил выгодный мир, обложив кочевников данью.

За его апостольскую деятельность, благочестивую жизнь после принятия крещения и заботу о благе и безопасности своих подданных Церковь причислила князя Владимира к лику святых.

Святой жил в XII веке. Он происходил он из простой крестьянской семьи и, как повествуют былинные источники, в детстве и юности страдал параличом, однако чудесным образом был исцелен по молитве странников.

Обретя здравие он решил встать на путь воинского служения, поступил в дружину киевского князя и много лет охранял границы Руси, где прославился воинскими подвигами и невиданной силой.

Достоверных известий о его жизни сохранилось немного, но его подвиги послужили основанием для целого цикла русских былин и германских эпосов.

В преклонных летах богатырь Илия поступил в Киево-Печерский монастырь, где принял постриг и провёл свои последние годы в духовных подвигах. Скончался он, вероятнее всего, в конце 80-х годов XII века.

В 1643 году преподобный Илия Муромец был официально канонизирован в числе еще шестидесяти девяти угодников Киево-Печерской лавры. Русское воинство издавна считает святого богатыря своим покровителем.

С именем этого святого связано событие, не менее важное для истории России, чем крещение нашей страны - освобождение от почти 250-летнего Татаро-Монгольского ига.

Великий князь Московский перешёл от междуусобной брани с другими русскими князьями к заботам об интересах всего Отечества. Занятый собиранием русских земель, великий князь Димитрий сумел собрать коалицию русских княжеств против татарского войска Мамая, угрожавшего очередным разорением Руси.

Это было тяжёлое решение, ведь крупных побед над татарами до Куликова поля русская армия не знала. Князь Димитрий даже ездил за советом и благословением к святому преподобному Сергию Радонежскому, который заверил его в своей молитвенной поддержке и дал в помощь двух иноков своего монастыря.

В результате русские армии под руководством князя Димитрия на Куликовом поле разбили орду Мамая и этим положили начало освобождению от татарской угрозы и восстановлению единого национального русского государства. За свою победу князь получил прозвище «Донской».

Преподобный Александр Пересвет был одним из двух иноков, которые по благословению своего игумена преподобного Сергия Радонежского в виде исключения (церковные правила запрещают воевать лицам духовного звания) приняли участие в Куликовской битве.

Оба схимника до принятия монашества были воинами и служили в княжеских дружинах, а их присутствие на поле боя по мысли преподобного Сергия должно было воодушевить русскую рать.

Перед началом сражения он вступил в единоборство с татарским поединщиком Челубееем, который по преданию владел оккультными магическими практиками и мог вселить страх в любого противника.

Но в схватке с православным монахом, который даже не надел доспехов, оставаясь в схиме, ему это не помогло. После сшибки оба поединщика пали мёртвыми, но Челубей был выбит из седла в сторону противника, что считалось несомненной победой Пересвета.

Второй схимонах из Троице-Сергиевой лавры, бившийся на Куликовом поле. Как и Александр Пересвет, Андрей Ослябя бился без доспехов в своих монашеских одеждах.

Ему, по жребию брошенному между двумя иноками, выпало находиться в бою возле князя Дмитрия Донского и оберегать его от татарских сабель. Свою задачу преподобный Андрей выполнил до конца и пал бою, однако князю Димитрию благодаря его помощи удалось уцелеть.

До пострижения в монахи - Андрей Ослябя был знатным боярином и профессиональным военным. Предположительно, он даже командовал московской тысячей в Пьянском побоище.

Святой князь Довмонт (в крещении Тимофей) происходил из литовского княжеского рода и был младшим современником святого благоверного князя Александра Невского.

В 1265 году, спасаясь от междоусобиц литовских князей, князь был вынужден бежать из Литвы с дружиной и с 300 литовскими семьями во Псков.

Псковская земля стала его второй родиной, здесь он принял крещение и уже через год за доблесть и истинно христианские добродетели псковичи избрали его своим князем.

В течение 33 лет князь Довмонт управлял городом и был единственным князем за всю историю Пскова, который сумел так долго прожить в мире и согласии с псковским вечем. Он был справедлив и строго следил за правосудием других, щедро творил милостыню, принимая нищих и странников, благоговейно чтил церковные праздники, покровительствовал храмам и монастырям и сам основал обитель в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Святому много пришлось повоевать за свободу Пскова с различными западными неприятелями. Перед каждой битвой святой Довмонт приходил в храм, полагал свой меч к подножию святого престола и принимал благословение духовника, который препоясывал ему меч.

В 1268 году князь Довмонт был одним из героев исторической битвы при Раковоре, где русская рать одержала победу над датскими и немецкими войсками, а свою последнюю победу одержал 5 марта 1299 года на берегу реки Великой, где он с малой дружиной разбил большое немецкое войско.

Эта личность столь известна в русской истории, что не будем излишне подробно останавливаться на его известных победах. Напомним только, что в 1240 году князь одержал победу над шведами на Неве, за что и получил своё летописное прозвище, а в 1242 году на льду Чудского озера разбил армию немецких рыцарей.

Позже князь Александр перешёл от обороны к наступлению, совершив несколько походов в земли Ордена и Литвы и уничтожив большое количество неприятеля в Торопце, близ Жижицкого озера и под Усвятом так, что тот запросил мира. По выражению летописца, литовцы впали в такой страх, что стали «блюстися имени его».

Перед каждым сражением князь горячо молился и просил помощи у Бога, а в своей княжеской жизни был рачительным хозяином, дальновидным дипломатом-миротворцем и справедливым судьёй.

Перед своей смертью (предположительно, был отравлен в Орде), князь принял монашество с именем Алексей.

Адмирал Фёдор Фёдорович Ушаков участвовал в войнах России с Османской империей при Екатерине II Великой. Возглавляя Черноморский флот России, адмирал Ушаков несколько раз разгромил в сражениях флот турок и, наконец, полностью уничтожил его при Калиакрии.

Позже он участвовал в освобождении греков Ионических островов от французской оккупации, где стал автором Конституции и заложил основы народного правления.

Как флотоводец, Фёдор Ушаков стал основоположником новой тактики морских сражений и автором беспрецедентной операции по овладению морской крепостью Корфу с помощью корабельного десанта.

Родной дядя Адмирала, также Фёдор Ушаков, стал монахом Санаксарского монастыря в Мордовии. Его влияние и воспитание родителей послужили основанием к глубокой вере, и личному благочестию адмирала: он регулярно посещал службы, был весьма скромен в быту, а свои деньги неоднократно жертвовал на обустройство быта нижних чинов и семьям погибших матросов.

Уже в отставке, в период Отечественной войны 1812 года Фёдор Фёдорович пожертвовал всё своё состояние на госпиталь для раненых русских солдат и формирование Тамбовского пехотного полка.

Потомственный казак Иоанн родился в семье благочестивых родителей на землях Войска Запорожского в Русском царстве около 1690 года.

Достигнув зрелости, Иоанн был рекрутирован вместе со многими другими казаками в армию Петра Великого, который в те годы (1710-1713 годы) вёл борьбу с Турцией за выход к Чёрному морю.

О его воинских подвигах сведений не сохранилось, но можно сказать, что он был честным солдатом и защищал своё отечество до того момента, когда во время Прутского похода Петра I, вероятнее всего, это произошло в битве за Азов, вместе с другими солдатами не был взят в плен союзниками татарами.

После пленения Иоанн был переправлен в Константинополь и продан в рабство аге (воинское звание) турецкой кавалерии из города Ургюп, что он воспринял, как волю Божию.

Иоанн твёрдо отказался от перехода в ислам, за что поначалу был подвергаем издевательствам со стороны своего хозяина. Несмотря на это, он честно и усердно выполнял порученную работу, понимая её как свой христианский долг, за что его шельмовали уже другие рабы аги.

Со временем, однако, незлобие, трудолюбие и готовность святого помочь каждому расположили к нему сердце его господина и всех, кто его только знал. Ага даже предложил ему свободу, но Иоанн отказался покидать его, объяснив это промыслом Божьим.

Днём Иоанн трудился, соблюдал строгий пост и молился, а по ночам тайком ходил в пещерную церковь святого Георгия, где на паперти читал молитвы Всенощного бдения и каждую субботу причащался Святых Тайн, так что со временем приобрёл от Бога дар чудотворения.

Однажды, когда его господин совершал хадж в Мекку, Иоанн, находясь в Ургюпе, передал ему от жены блюдо с пловом. Когда ага вернулся из путешествия, то привёз домашнее блюдо с собой. Этот случай так поразил местных жителей, что Иоанна Русского стали почитать как святого все жители тех мест, в том числе и мусульмане.

После смерти святого почитание его только укрепилось, на его могиле стали совершаться чудеса, а в 1962 году Церковь причислила Иоанна Русского к лику православных святых.

Святой был родом из Моравии и происходил из семьи тамошних князей. В юности он прибыл в Смоленск, где поступил на службу в княжескую дружину.

Воин Меркурий нёс охрану на городских стенах и вёл строгую подвижническую жизнь, посвящая много времени посту и молитве.

В 1239 году во время нашествия хана Батыя на Смоленск татарские войска, по преданию, остановились в 25 верстах от города, на Долгомостье. В тот же вечер молившемуся в храме Меркурию явилась Божья Матерь и повелела ему выступить против татар: «Раб мой Меркурий, я посылаю тебя, чтобы ты отразил врагов от града сего и защитил храм сей… В сей битве ты победишь врагов и сам получишь от Господа венец победы и вечного блаженства».

Меркурий послушался веления Пресвятой Богородицы и ночью пошёл во вражеский лагерь где, согласно житию, истребил множество врагов, включая некого исполина, наводившего на всех страх своей силой. В ходе сражения сын убитого исполина отсёк Меркурию голову, но татары в страхе бежали: «побросав оружие, гонимые какой-то неведомой силой, они бежали от города, под которым погибло так много из лучших бойцов, и удалились из пределов Смоленских».

Тело Меркурия было погребено смолянами в Успенском соборе города. Церковное празднование в память святого Меркурия было установлено в конце XVI века, но уже с 1509 года жители Смоленска почитали его заступником города.

Святые воины

Русские мученики

Продолжение. Начало в номере 5.

Русская земля славится множеством святых мучеников воинов. Каждый младенец мужеского пола с детства воспитывался в походных условиях, если он принадлежал княжескому роду. До крещения язычество на Руси имело самые мрачные и безобразные черты. Идолы требовали в жертву не только животных, но и людей. В жертву приносили не только пленников, но и собратьев, если на них выпадал жребий. Так в 983 году незадолго до всеобщего крещения, жребий пал на Иоанна - сына православного варяга Феодора, жившего в Киеве. Пришедшая толпа умертвила сына и отца, отказавшегося отдать им его. Впоследствии князь Владимир воздвиг на этом месте Десятинную церковь. Младшие сыновья равноапостольного великого князя Владимира Борис и Глеб прославились, как страстотерпцы пострадавшие от рук старшего брата Святополка. Братья - воины по своём преставлении неоднократно являлись в помощь своим сродникам.

Рано утром плыли они по реке Неве, как предвестники победы Александра Невского над «Вельвеегером свейским и воями его». Двадцатилетний князь воспринял их явление, как знамение от Господа на борьбу за сохранение православия на Руси. Было это в 1240 году, затем последовало освобождение крепости Конопорье и Пскова, а в 1242 году на льду Чудского озера были разбиты войска Ливонского ордена. Таким образом, были остановлены притязания латинян на Русские земли. Одновременно Золотая Орда расширяла свои границы, и поэтому приходилось платить большую дань. Но при Чингиз хане и хане Батые не было гонений на православие, и Александр Невский неоднократно ездил в Орду для урегулирования различных вопросов. Возвращаясь после очередной такой поездки в 1263 году, князь Александр Невский тяжело заболел, и, приняв схиму с именем Алексий, преставился. Нетленные мощи святого великого благоверного князя Александра Невского были обретены в 1380 году.

Святой благоверный великий князь Андрей Боголюбский родился примерно в 1120 году и был сыном ростово-суздалького князя Юрия Владимировича Долгорукого. Любовь к Богу и почитание византийской иконы Богородицы, впоследствии получившей название «Владимирской», побудили его покинуть Киев без отчего благословения и поселиться в своих наследных владимирских землях. Каменное зодчество Владимиро-Суздальского княжества - это результат воплощения замыслов Андрея Боголюбского по укреплению своей вотчины. Прежде всего, он создал достойный дом для почитаемой «Владимирской» иконы - Успенский собор. Златые врата с церковью Благовещения украсили главный город княжества. Большое внимание он уделял своей резиденции в Боголюбове. Храм Покрова Пресвятой Богородице на Нерли был воздвигнут в честь его сына Глеба, погибшего в походе против Волжской Булгарии. В результате этого похода была одержана победа. Празднование Покрова Пресвятой Богородицы на Руси было установлено Андреем Боголюбским. «Мужество и ум в нем живяше, правда же и истина с ним ходяста»,- так характеризовал князя близко знавший его современник.

Автократические же стремления князя Андрея привели к конфликту с боярами, и в результате заговора он был убит 30 июня 1174 года.

Почитание Андрея Боголюбского начинается с 16 века, а с 17 века его память встречается в святцах. Мощи князя были обретены 15 октября 1702 года и положены в раку в Успенском соборе во Владимире.

Андрей Боголюбский вёл активную военную деятельность и одерживал победы над неприятелем, например, над волжскими булгарами. Но с такой грозной силой, с какой столкнулся Александр Невский, ему сталкиваться не приходилось. Это татаро-монгольское нашествие. Ордынский хан выдавал ярлык на княжеское правление и брал огромную дань. Конец этому положил московский князь Димитрий Донской. После Куликовской битвы он передал своему наследнику Василию I великое княжение как свою вотчину без согласия ордынского хана. Но до этого Куликовскую битву нужно было выиграть.

Князь Димитрий использовал средства, скопленные предыдущими московскими князьями, на укрепление Москвы и на создание боеспособного войска. Ведя мудрую политику, он призвал на свою сторону многих русских князей, которые сражались вместе с ним на Куликовом поле.

Духовным отцом Димитрия Донского был преподобный Сергий Радонежский. Прося благословения на битву, князь испросил у игумена Троицкой обители двух иноков, которые были опытными ратниками, - Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Было это 18 августа 1380 года. Прп. Сергий дал им вместо тленного оружия нетленное - Крест Христов, нашитый на схимах, и велел вместо шлемов возложить на себя. В день Рождества Пресвятой Богородицы русские войска и мамаево полчище встретились на Куликовом поле. Дмитрий Донской вспоминал слова Александра Невского: «Не в силе Бог, но в правде». В середину выехал громадный ордынский силач Челубей и вызывал всех на поединок. Вызов принял инок Александр Пересвет и на всём скаку поразил Челубея копием, но и сам не уберёгся от смертельного удара. С Божьей помощью победа на Куликовом поле, которая положила начало освобождению Руси от ордынской зависимости, досталась Димитрию Донскому.

Преставился святой благоверный князь Димитрий Донской 19 мая 1389 года и похоронен в великокняжеской усыпальнице Архангельского собора. Прославлен основоположник расширения русских земель в 1988 году в дни празднования тысячелетия крещения Руси.

Святой праведный Иоанн Русский.

Пётр Первый вёл войну за выход к Чёрному морю, в той войне в 1714 году был взят в плен русский солдат Иоанн. Турки отвезли его в Стамбул и продали некоему Аге, проживавшему в древнем городе Прокопион на территории Каппадокии. Основным населением этого района были православные греки, и пленник постоянно посещал близлежащий храм Георгия Победоносца и причащался Святых Христовых Таинств. Уговоры хозяина перейти в мусульманство не действовали и постепенно прекратились. Иоанн имел кроткий нрав, трудолюбие, сострадание. Постоянное воздержание, бдение, молитва и причастие сделали его угодным Богу. К нему уже при жизни обращались в печалях не только православные, но и мусульмане и получали помощь. По его молитвам исцелялись больные, разрешались проблемы. Однажды хозяин был в отъезде, а дома его жена приготовила праздничный плов и очень сокрушалась, что муж не попробует свой любимый плов. Иоанн попросил поднос с пловом, ушёл к себе в комнату и помолился. Велико было всех удивление, когда вернувшийся из поездки хозяин рассказал о чуде, случившемся с ним в гостинице. Когда он вернулся с торга и открыл ключом дверь, то увидел на столе свой семейный поднос с горячим пловом.

27 мая 1730 года, причастившись Святых Христовых Таин, праведный Иоанн Русский скончался. Нетленные мощи святого были обретены в 1733 году. Покоились они в храме Георгия Победоносца в городе Прокопион. И православные, и мусульмане, и армяне - все приходили с мольбой о помощи к праведнику. Он лежал как живой до 1832 года, пока не случился пожар вследствие египетско-турецкой войны.

С 1924 года мощи святого покоятся на острове Эвбея. В 1951 году был воздвигнут храм в честь св. Иоанна Русского, а в 1962 году состоялась его канонизация.

С турецкими войнами и с Крымом также связано имя ещё одного воина - благоверного боярина Феодора Ушакова.

Родился будущий адмирал Российского флота 13 февраля 1745 года. День его рождения приходится между празднованием двух воинов - великомучеников: Феодора Стратилата и Феодора Тирона (8 и 17 февраля). Преподобный Феодор Санаксарский (Ушаков) был его родным дядей и имел большое духовное влияние на своего племянника.

Родители будущего флотоводца Феодор Игнатьевич и Параскева Никитична имели небольшое родовое имение в селе Бурнаково Романовского уезда Ярославской провинции и были благочестивыми прихожанами храма Богоявления - на - Острову.

В 1761 году Феодор зачисляется в морской кадетский корпус в Петербурге на Васильевском острове, по окончании которого проходит службу на Балтике. Приобретя навыки морского искусства, и, проявив себя как способный организатор, он был назначен командующим Севастопольской эскадры.

9 сентября 1787 года началась война с Турцией. Феодор Ушаков всегда помнил слова Александра Невского: «Не в силе Бог, но в правде». Выйдя из Севастополя и оказавшись вблизи противника с подветренной стороны, на полных парусах Ушаков нанёс противнику первое сокрушительное поражение. Князь Потёмкин писал ему: «Бог с вами! Возлагайте на Него надежду. Ополчась верою, конечно победим. Молю Создателя и поручаю вас ходатайству Господа нашего Иисуса Христа!» Затем последовали столь же дерзкие и убедительные победы с Божьей помощью, результатом которых стал мир с Турцией. Екатерина Вторая писала: «Победу Черноморского флота над Турецким мы праздновали вчера молебствием у Казанской. Контр-адмиралу Ушакову великое спасибо прошу от меня сказать и всем его подчинённым.» И далее самому контр-адмиралу Феодору Ушакову «...ознаменовали Мы благоволение Наше к вам пожалованием вас кавалером Ордена Нашего Святаго Александра Невского...»

Недолгие мирные годы Феодор Ушаков занимался благоустройством Севастополя. Историк того времени пишет: «Он чрезвычайно дорожил казённым интересом, утверждая, что в собственных деньгах должно быть щедрым, а в казённых скупым, - и правило сие доказывал на деле. При усиленной и настойчивой деятельности Ушакова по части корабельного и прочего благоустройства... ему и его неустанной заботливости мы обязаны не только тем что наш флот является хорошо вооруженным, но и тем, что порт Севастополь за последнее время управления Ушаковым гораздо быстрее обстроился новыми зданиями, нежели во всё продолжение своего существования.» В начале 1793 года за заслуги перед Престолом и Отечеством Екатерина Вторая поднесла ему в дар необыкновенной красоты золотой складень - крест с мощами Святых Угодников. Ему пожалован был чин вице-адмирала.

Тем временем французская революция выдвинула на первый план бригадного генерала Наполеона Бонапарта. Под его руководством французская армия завоевала значительную часть Европы, в том числе и греческие острова Занте, Кефалония и Корфу, где находится великая христианская святыня - мощи святителя Спиридона Тримифунского. Феодор Ушаков поступил мудро: после получения Высочайшего повеления от Павла Первого начать военные действия против французов, он, прежде всего, обратился с письменным воззванием к жителям островов, призывая их содействовать в «низвержении несносного ига» безбожников. При поддержке греческого населения русская эскадра быстро освободила все острова от захватчиков.

Узнав о победе при Корфу, великий русский полководец Суворов воскликнул: «Ура! Русскому флоту! Я теперь говорю сам себе: зачем не был я при Корфу хотя мичманом?»

20 февраля на другой день после сдачи крепости Корфу Ушаков отправился в церковь для принесения Господу Богу благодарственного молебствия. А 27 марта в день Святой Пасхи, при стечении народа со всех ближайших островов, был совершён вынос мощей угодника Божиего Спиридона Тримифунского.

Затем последовало освобождение Италии. Неаполитанский министр Мишуру писал Ушакову: «В промежуток в 20 дней небольшой русский отряд возвратил моему государству две трети королевства... русские войска заставили население обожать их... осыпать их ласками и благословениями... одни лишь русские войска могли совершить такое чудо. Какая храбрость! Какая дисциплина! Какие кроткие, любезные нравы! Здесь боготворят их, и память о русских останется в нашем отечестве на вечные времена».

Окончилась средиземноморская кампания, и последовало перемещение на Балтику. А затем отход от ратных дел и переезд в своё имение поближе к Санаксарской обители.

Сохранилось свидетельство тогдашнего настоятеля монастыря иеромонаха Нафанаила: «Адмирал Ушаков, сосед и благотворитель Санаксарской обители, никогда не имевший своих детей и семьи, вёл жизнь уединённую в собственном своём доме, в деревне Алексеевке, расстоянием от монастыря через лес версты три, который по воскресным и праздничным дням приезжал для богомолья в монастырь к службам Божиим во всякое время... Остаток дней своих провёл крайне воздержанно и окончил жизнь свою как следует истинному христианину и верному сыну Святой Церкви 1817 года октября 2-го дня и погребён по желанию его в монастыре подле сродника его из дворян, первоначальника обители сия преподобного Феодора Санаксарского по фамилии Ушакова же».

Всякий святой - воин, но не всякий воин - святой.

Диакон Вячеслав Зарецкий.

Использованы материалы книги «Иконы святых воинов». Авторы: Е.М.Саенкова, Н.В.Герасименко. А также «Житие Адмирала Российского флота, благоверного боярина Феодора Ушакова».

Русская земля издавна была славна ратным духом и молитвенным усердием своих сынов. Нередко случалось и так, что подвиги на поле брани и подвиги во славу Божию переплетались в жизни одного человека.

Воинов, наиболее преуспевших не только в защите Родины, но и в угождении Богу мы почитаем в лике святых. Сегодня мы предлагаем вспомнить русских святых воинов и их великие свершения:

1. Благоверный князь Довмонт Псковский

Святой князь Довмонт (в крещении Тимофей) происходил из литовского княжеского рода и был младшим современником святого благоверного князя Александра Невского.

В 1265 году, спасаясь от междоусобиц литовских князей, князь был вынужден бежать из Литвы с дружиной и с 300 литовскими семьями во Псков.

Псковская земля стала его второй родиной, здесь он принял крещение и уже через год за доблесть и истинно христианские добродетели псковичи избрали его своим князем.

В течение 33 лет князь Довмонт управлял городом и был единственным князем за всю историю Пскова, который сумел так долго прожить в мире и согласии с псковским вечем. Он был справедлив и строго следил за правосудием других, щедро творил милостыню, принимая нищих и странников, благоговейно чтил церковные праздники, покровительствовал храмам и монастырям и сам основал обитель в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Святому много пришлось повоевать за свободу Пскова с различными западными неприятелями. Перед каждой битвой святой Довмонт приходил в храм, полагал свой меч к подножию святого престола и принимал благословение духовника, который препоясывал ему меч.

В 1268 году князь Довмонт был одним из героев исторической битвы при Раковоре, где русская рать одержала победу над датскими и немецкими войсками, а свою последнюю победу одержал 5 марта 1299 года на берегу реки Великой, где он с малой дружиной разбил большое немецкое войско.

2. Святой благоверный князь Александр Невский

Эта личность столь известна в русской истории, что не будем излишне подробно останавливаться на его известных победах. Напомним только, что в 1240 году князь одержал победу над шведами на Неве, за что и получил своё летописное прозвище, а в 1242 году на льду Чудского озера разбил армию немецких рыцарей.

Позже князь Александр перешёл от обороны к наступлению, совершив несколько походов в земли Ордена и Литвы и уничтожив большое количество неприятеля в Торопце, близ Жижицкого озера и под Усвятом так, что тот запросил мира. По выражению летописца, литовцы впали в такой страх, что стали «блюстися имени его».

Перед каждым сражением князь горячо молился и просил помощи у Бога, а в своей княжеской жизни был рачительным хозяином, дальновидным дипломатом-миротворцем и справедливым судьёй.

Перед своей смертью (предположительно, был отравлен в Орде), князь принял монашество с именем Алексей.

3. Праведный Феодор Ушаков

Адмирал Фёдор Фёдорович Ушаков участвовал в войнах России с Османской империей при Екатерине II Великой. Возглавляя Черноморский флот России, адмирал Ушаков несколько раз разгромил в сражениях флот турок и, наконец, полностью уничтожил его при Калиакрии.

Позже он участвовал в освобождении греков Ионических островов от французской оккупации, где стал автором Конституции и заложил основы народного правления.

Как флотоводец, Фёдор Ушаков стал основоположником новой тактики морских сражений и автором беспрецедентной операции по овладению морской крепостью Корфу с помощью корабельного десанта.

Родной дядя Адмирала, также Фёдор Ушаков, стал монахом Санаксарского монастыря в Мордовии. Его влияние и воспитание родителей послужили основанием к глубокой вере, и личному благочестию адмирала: он регулярно посещал службы, был весьма скромен в быту, а свои деньги неоднократно жертвовал на обустройство быта нижних чинов и семьям погибших матросов.

Уже в отставке, в период Отечественной войны 1812 года Фёдор Фёдорович пожертвовал всё своё состояние на госпиталь для раненых русских солдат и формирование Тамбовского пехотного полка.

4. Праведный Иоанн Русский

Потомственный казак Иоанн родился в семье благочестивых родителей на землях Войска Запорожского в Русском царстве около 1690 года.

Достигнув зрелости, Иоанн был рекрутирован вместе со многими другими казаками в армию Петра Великого, который в те годы (1710-1713 годы) вёл борьбу с Турцией за выход к Чёрному морю.

О его воинских подвигах сведений не сохранилось, но можно сказать, что он был честным солдатом и защищал своё отечество до того момента, когда во время Прутского похода Петра I, вероятнее всего, это произошло в битве за Азов, вместе с другими солдатами не был взят в плен союзниками татарами.

После пленения Иоанн был переправлен в Константинополь и продан в рабство аге (воинское звание) турецкой кавалерии из города Ургюп, что он воспринял, как волю Божию.

Иоанн твёрдо отказался от перехода в ислам, за что поначалу был подвергаем издевательствам со стороны своего хозяина. Несмотря на это, он честно и усердно выполнял порученную работу, понимая её как свой христианский долг, за что его шельмовали уже другие рабы аги.

Со временем, однако, незлобие, трудолюбие и готовность святого помочь каждому расположили к нему сердце его господина и всех, кто его только знал. Ага даже предложил ему свободу, но Иоанн отказался покидать его, объяснив это промыслом Божьим.

Днём Иоанн трудился, соблюдал строгий пост и молился, а по ночам тайком ходил в пещерную церковь святого Георгия, где на паперти читал молитвы Всенощного бдения и каждую субботу причащался Святых Тайн, так что со временем приобрёл от Бога дар чудотворения.

Однажды, когда его господин совершал хадж в Мекку, Иоанн, находясь в Ургюпе, передал ему от жены блюдо с пловом. Когда ага вернулся из путешествия, то привёз домашнее блюдо с собой. Этот случай так поразил местных жителей, что Иоанна Русского стали почитать как святого все жители тех мест, в том числе и мусульмане.

После смерти святого почитание его только укрепилось, на его могиле стали совершаться чудеса, а в 1962 году Церковь причислила Иоанна Русского к лику православных святых.

5. Мученик Меркурий Смоленский

Святой был родом из Моравии и происходил из семьи тамошних князей. В юности он прибыл в Смоленск, где поступил на службу в княжескую дружину.

Воин Меркурий нёс охрану на городских стенах и вёл строгую подвижническую жизнь, посвящая много времени посту и молитве.

В 1239 году во время нашествия хана Батыя на Смоленск татарские войска, по преданию, остановились в 25 верстах от города, на Долгомостье. В тот же вечер молившемуся в храме Меркурию явилась Божья Матерь и повелела ему выступить против татар: «Раб мой Меркурий, я посылаю тебя, чтобы ты отразил врагов от града сего и защитил храм сей… В сей битве ты победишь врагов и сам получишь от Господа венец победы и вечного блаженства».

Меркурий послушался веления Пресвятой Богородицы и ночью пошёл во вражеский лагерь где, согласно житию, истребил множество врагов, включая некого исполина, наводившего на всех страх своей силой. В ходе сражения сын убитого исполина отсёк Меркурию голову, но татары в страхе бежали: «побросав оружие, гонимые какой-то неведомой силой, они бежали от города, под которым погибло так много из лучших бойцов, и удалились из пределов Смоленских».

Тело Меркурия было погребено смолянами в Успенском соборе города. Церковное празднование в память святого Меркурия было установлено в конце XVI века, но уже с 1509 года жители Смоленска почитали его заступником города.

Андрей Сегеда

Вконтакте













1 из 12

Презентация на тему: Святые воины

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Кондак Кресту Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй, Христе Боже; возвесели нас силою Твоею, победы дая нам на супостаты, пособие имущим Твое, оружие мира, непобедимую победу. Тропарь Кресту Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

№ слайда 3

Описание слайда:

Возлюби Господа и возлюби ближнего - это заповеди Иисуса Христа исполнялись православным воинством Святой Руси. Оттого славился русский солдат своей любовью к Родине, высоким воинским духом, умением побеждать, готовностью положить жизнь за други своя. Все эти качества, ярко проявившиеся во всех Отечественных войнах и продолжающие в нашей армии определять образ истинного воина, имеют исторические корни, воспитаны многовековыми православными традициями.

№ слайда 4

Описание слайда:

История русского христолюбивого воинства восходит ко времени Крещения Руси. Святой равноапостольный великий князь Владимир крестился в греческом городе Корсуне (раскопки его ведутся в районе нынешнего Севастополя)в 988году. Вместе с ним крестилась его дружина. Таким образом, войско великого князя стало христианским еще до того, как состоялось великое Крещение народа русского в водах Днепра. С тех пор начали складываться на Руси священные воинские традиции. Перед каждым походом русская рать стекалась в храм, где воины исповедовались и причащались Святых Христовых Таин. Перед сражениями служились молебны, и в бой русские войска шли под хоругвью с изображением лика Спасителя.

№ слайда 5

Описание слайда:

ЖИТИЯ СВЯТЫХ Архистратиг Божий Михаил-начальник Небесного ангельского воинства. Ангельское воинство разделено на девять чинов, и над всеми чинами поставлен Господом святой Архистратиг. Михаил - один из семи Архангелов. Именно он низринул с Неба возгордившегося денницу с другими павшими духами. Он принимал участие во многих ветхозаветных событиях, защищая богоизбранный народ от бедствий. С древних времен Архангел Михаил прославлен своими чудесами на Руси. Не раз Пресвятая Богородица предстательствовала за города русские, являясь с воинством небесным под предводительством Архистратига, и потому не было на Руси города, где не существовало бы храма или придела, посвященного Архистратигу Михаилу. Один из главнейших храмов города Москвы - Архангельский собор- усыпальница в Кремле.

№ слайда 6

Описание слайда:

Святой великомученик и победоносец Георгий. Вступив на военную службу при жестоком гонителе христиан – императоре Диоклетиане, благодаря уму и мужеству быстро достиг высокого звания трибуна, а затем и ближайшего советника императора.Толпы народа приходили к святому Георгию, содержавшемуся под стражей, прося его молитв. Накануне кончины святой мученик удостоился чудесного видения: Господь призывал его в Небесные обители. Из древних воинов – мучеников святой Георгий пользовался наибольшим почитанием на Руси. Его изображение вошло в герб Русского государства.

№ слайда 7

Описание слайда:

В 1769 году императрица Екатерина Великая учредила орден святого Георгия, которым награждались военачальники. В 1807 году император Александр I учредил знак отличия длят нижних чинов, который с 1913 года стал именоваться Георгиевским крестом и был в русской армии самой почётной наградой.

№ слайда 8

Описание слайда:

Святой благоверный князь Александр Невский Происходил из рода святого равноапостольного князя Владимира. Став Новгородским князем, святой Александр заботился о том, чтобы сподвижники его были справедливы и к народу милосердны. Благочестие князя-воина было вознаграждено. В ночь накануне Невской битвы одному боголюбивому русскому ратнику в видении была явлена шедшая вверх по реке ладья, в которой стояли уже почитавшиеся на Руси как мученики-страстотерпцы благоверные князья Борис и Глеб. При этом князья говорили между собой «Пойдем поможем сроднику нашему Александру…»И когда святой князь сражался с немецкими рыцарями, по его молитве Господь помог русским ратникам победить врагов. Благодаря дипломатии князя политика Орды стала более мирной по отношению к русской земле.

№ слайда 9

Описание слайда:

Святой благоверный князь Дмитрий Донской Время жизни святого благоверного князя Дмитрия пришлось на период возвышения Москвы и превращения ее в церковный и государственный центр Руси. Чтобы наказать непокорных русичей, хан Мамай по примеру Батыя решил идти на Русь с великим походом, собрав 400-тысячное войско. Узнав о приготовлениях врага, князь Димитрий начал собирать силы для отпора и сумел привлечь в свое войско почти всех русских князей. Одним из его воспитателей был Митрополит Московский Алексий, заменивший девятилетнему Дмитрию отца после его смерти. Неудивительно поэтому, что, став великим князем, Дмитрий Иоаннович правил Русской землей под духовным руководством Церкви. Без благословления которой он не принимал никаких важных государственных решений.

№ слайда 10

Описание слайда:

№ слайда 11

Описание слайда:

«Пришло, братья, время брани нашей,- обратился великий князь Димитрий к войску,- Бог нам прибежище и сила. Великий князь сражался в первых рядах, принял от врагов многочисленные удары, но Бог хранил его и он остался жив. После Куликовской победы, давшей Димитрию Иоанновичу имя Донского, великий князь прожил еще восемь лет.19 мая 1389 года последовала блаженная кончина великого князя.

№ слайда 12

Описание слайда:

Антонова С.Ю.Наша память. Я поклонюсь родной земли героям. Я этой славой с детства дорожу.Пусть Мать-Земля моя не знает горя!Отечеству и Родине служу!Дай Бог родным просторам этимНе видеть больше стана ворога, А купола своим священным светом Пусть озаряют Русь, что сердцу дорога! Святых в Земле из века просиявших Мы память чтим!- Не просто - то слова! Цветет и крепнет пусть во имя павших Святая вечно Русская Земля!