» »

Президент россии. Государственные программы вооружения России

13.02.2024

Новую государственную программу вооружений России 2018−2025 объявят в начале июля. Между тем, 16 мая стало известно, что ВПК и армия получат на модернизацию меньше, чем это планировалось ранее. Причем, намного. Вместо 20 трлн. рублей — 17 триллионов. Несмотря на это, президент Владимир Путин настаивает на обеспечении к 2020 году национальных ВС современным оружием на уровне не ниже 70%.

Судя по официальным анонсам, приоритет отдается развитию сухопутных сил. Во многом это определяется агрессивностью Запада на всем пространстве от Балтики до Черного моря. Вкратце, перечислим угрозы, идущие из Европы.

Во-первых, на Украине увеличивается вероятность государственного преследования русских только за то, что они русские. Понятно, что у Москвы рано или поздно кончится терпение, и она прихлопнет «бандеровский» клоповник. Во-вторых, стремительно беднеющие прибалтийские страны пытаются конвертировать русофобию в звонкую монету, следовательно, можно ждать любых провокаций. В-третьих, из-за миграционного цунами в ЕС нарастает политическая и экономическая нестабильность. В-четвертых, за всем этим стоит погрязшая в долгах Америка, которой удобно рассматривать Старый Свет как пространство для новой войны за свою глобальную гегемонию.

Другими словами, столкнувшись с откровенной враждебностью НАТО, а также с непоследовательностью и с непредсказуемостью администрации Трампа, Россия вынуждена укреплять, прежде всего, свою сухопутную армию.

Однако в отличие от стратегии Пентагона по обеспечению американских войск суперсовременной техникой завтрашнего дня, Минобороны РФ стремится иметь «хорошую матчасть» сегодня, причем в строю. Другими словами, делается все, чтобы не оказаться между прошлым и будущим, «если завтра война».

Наверное, главным разочарованием новой семилетки перевооружения явится то, к 2025 году Т-14 не станет основным боевым танком наших войск. Несмотря, что был анонсирован заказ на 100 «Армат», скорей всего закупки ограничатся 20−30 единицами в год. Таким образом, самым многочисленным останется сбалансированный по цене и боевым возможностям Т-72Б3 или его модернизированная версия. При этом российской бронетехнике предстоит оценить новую угрозу от гранатомета M3A1, который в армии США идет на смену нынешнему M3 Carl Gustaf.

Ясно и то, что перспективный гусеничный БМП «Курганец-25», а также колесный бронетранспортер «Бумеранг» вряд ли будут введены в строй в 2019 году. В частности, до сих пор непонятно, какой двигатель — ЯМЗ-780 или 2В-06 — выберут для «Курганца». Имеются вопросы и по 45-мм автоматической пушке с телескопическим выстрелом для БМП или БТР нового поколения. В целом, можно насчитать десятки технических проблем, сведения о которых просочились в открытые источники и которые еще предстоит решить разработчикам.

Отметим, что доводка военной бронетехники до ума — дело не быстрое, тем более, что речь идет о принципиальной иной компоновке и начинке, чем у предшественников. К примеру, над БМП-3 трудились не один десяток лет!

С другой стороны, это ровно тот случай, когда спешка смерти подобна. В качестве временной меры, Министерство обороны закупит несколько сотен БМП-2М «Бережок» и БМП-3, а также произведет ремонт и модернизацию имеющего парка бронетехники. По большому счету, трагедии из-за задержки «Курганца» и «Бумеранга» устраивать не следует.

Зато с уверенностью можно сказать, что в центре внимания ведомства Сергея Шойгу будет противовоздушная и противоракетная оборона. Армия продолжит получать «Бук-М3», «Тор-М2» и С-400. Однако в течение следующего периода госпрограммы перевооружения комплекс С-500, скорей всего, не будет закупаться. Его предстоит дорабатывать еще достаточно долго. Впрочем, потенциальный противник также столкнулся с многочисленными проблемами по части новой авиационной техники. В Пентагоне есть четкое понимание, что F-35 не сможет обеспечить превосходство в воздухе, а также подавление ПВО на суше. Даже если американцы вернутся к самолету F-22S, то произойдет это не раньше 2025 года.

С большой долей вероятности, изменения в госпрограмме перевооружения затронут и Воздушно-космические войска. Возобновление усилий по производству 50−60 бомбардировщиков Ту-160 и модернизация имеющего парка под стандарт Ту-160М2 свидетельствуют об отсрочке ввода комплекса ПАК ДА. Что касается перспективного авиационного проекта ПАК ФА/Т-50, то мелкосерийное производство этой машины начнется в ближайшие годы. Однако основные закупки придутся на проверенные самолеты Су-35, Су-34, Су-30. Также следует ожидать приобретения небольшой партии МиГ-35. По ударным вертолетам Ка-52 и Ми-28Н вопросов вообще нет. Холдинг АО «Вертолёты России» без заказов однозначно не останется.

На всю катушку будут загружены и мощности по производству боеприпасов, причем удвоится выпуск высокоточных ракет, бомб и снарядов. Связано это, прежде всего, с выводами из непростой сирийской кампании.

Что касается военно-морских сил, то их скромная доля в программе перевооружения 2018−2025 вызвана не столько принижением роли русского флота, как такового, сколько текущим моментом. Нашей стране еще предстоит освоение новых судостроительных технологий. Другими словами, время авианосца «Шторм» и атомных эсминцев еще не пришло: строить их по старинке не только экономически нецелесообразно, а вообще разорительно для бюджета. Только с вводом в строй новейшего комплекса СК «Звезда» на Дальнем Востоке у правительства наконец-то появится возможность заказывать сложную морскую технику с большим водоизмещением, причем по разумной цене. Так что придется подождать еще 7 лет.

С другой стороны, российский флот сохранит текущие темпы приобретения обычных и атомных подводных лодок. Также можно не сомневаться, что ускорится строительство ракетных корветов и легких фрегатов, которые доказали свою ценность в сирийском конфликте. Более того, фрегаты пр. 22350 класса «Адмирал Горшков» будут оптимизированы для решения новых задач ПВО. Логично ожидать модернизацию уже имеющих боевых кораблей, в том числе и «Адмирала Кузнецов».

Таким образом, новая программа перевооружения, с одной стороны, обеспечивает сдерживание агрессивного блока НАТО, с другой — основывается на уроках сирийского кризиса. Как пишет в этой связи американский военный эксперт Джей Хоук , который анализировал программу перевооружения 2018−2025, российская армия являет собой «молчаливое подтверждение того печального факта, что Владимир Путин воспринимается как достойный партнер по переговорам с Западом только потому, что Москва невосприимчива к политическому и военному давлению. Как и раньше, оружие русских предназначено в качестве последнего аргумента».

«Хочу отметить, что Россия не будет усиливать „гонку вооружений”, ведь мы не собираемся ни на кого нападать. Поэтому с нашей стороны уж точно не стоит ожидать эскалации напряженности.

Если откуда эта эскалация и может исходить, то из-за океана, и ее формы и масштабы предсказать сложно», - такое мнение высказал ТАСС председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Бондарев.

Он напомнил, что американские военные разрабатывают гиперзвуковое оружие (их крылатая ракета Х-51 уже прошла испытания), «грозятся выйти из договора РСМД (Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности - прим. ТАСС), наращивают ядерный потенциал».

«На каждую возможную угрозу наша ГПВ предусматривает достойный ответ. Но в то же время Россия ставит во главу угла не отражение возможных атак, а последовательное укрепление обороноспособности страны, разработку и постановку на боевое дежурство новейших высокотехнологичных образцов вооружений и военной техники», - Виктор Бондарев председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности

Новая ГПВ до 2027 года, по мнению Бондарева, отражает «фундаментальные, а не конъюнктурные задачи».

К ним, помимо вышеперечисленного, относится развитие ОПК и повышение его конструкторского потенциала, дальнейшее перевооружение войск и качественная подготовка личного состава сил общего назначения.

Роман Азанов

Что президент РФ Владимир Путин подписал новую государственную программу вооружения (ГПВ). По словам чиновника, изначально ГПВ должна была быть принята в 2016 году, "однако из-за событий 2014 года, связанных с падением цен на нефть и валютными скачками, финансово-экономический блок правительства не смог выдать точный макроэкономический прогноз".

Государственная программа вооружения - документ среднесрочного планирования технического переоснащения армии и флота. Учитывает анализ и оценки возможных угроз национальной безопасности России. Создание ГПВ координируется Министерством обороны РФ, которое привлекает к разработке документа другие министерства и силовые ведомства, предприятия оборонно-промышленного комплекса.

Разрабатывается на 10 лет, поправки в ГПВ вносятся на основе изменений Военной доктрины, Концепции национальной безопасности и других основополагающих документов в области обороны. Утверждается закрытым указом президента РФ.

ГПВ не публикуется, в открытых источниках появляются только самые общие положения о ее целях, объемах затрат и исполнении.

История

В СССР, несмотря на плановую экономику, последовательной системы составления и реализации программ вооружения не существовало. Например, не были реализованы довоенные и послевоенные программы строительства "Большого флота" (1938-1947 и 1946-1955 годы). Первая комплексная советская программа перевооружения была принята на 1976-1986 годах, однако фактически не соблюдалась: поправки в нее вносились ежегодно по спискам "приоритетных работ".

31 мая 1996 года президент РФ Борис Ельцин подписал федеральный закон "Об обороне", который возложил на президента задачу утверждения ГПВ.

После распада СССР первая ГПВ была принята в ноябре 1996 года, на период 1996-2005 годов. Ее абсолютные показатели не раскрывались. Из-за сильно завышенного прогноза по развитию экономики ее выполнение было сорвано уже в 1997 году.

ГПВ-2010

Вторая программа была утверждена президентом Владимиром Путиным в начале 2002 года на период 2001-2010 годов. Минобороны требовало на ее исполнение 7,5 трлн рублей, рассчитывая заменить в течение 10 лет 70% устаревших вооружений, сделав упор на высокоточные комплексы. Правительство выделило только 2,5 трлн рублей, а высокий уровень инфляции и увеличение стоимости образцов оружия также не позволили реализовать основные параметры программы.

ГПВ-2015

Недостатки ГПВ-2010 потребовали в 2005 году запустить работу по составлению новой программы, на период 2007-2015 годов. Она была утверждена в октябре 2006 года. Объем выделенных средств составил 4 трлн 939 млрд рублей. Программа предусматривала введение в строй в России первых дивизионов ракетных комплексов "Искандер", ЗРК С-400, закупки новых баллистических ракет "Тополь-М" для РВСН, поставки танков Т-90 и т. д. Впервые ГПВ допускала закупки военной техники иностранного производства.

Выполнить программу в полном объеме не удалось. 5 сентября 2013 года замминистра обороны по вооружению Юрий Борисов объяснил причины невыполнения программы неправильной оценкой прогнозируемых ассигнований на оборону, высоким уровнем инфляции, ростом цен на образцы вооружений и низким уровнем авансирования военных поставок.

ГПВ-2020

Работа над новой программой вооружения началась в 2009 году, при ее составлении учитывался опыт вооруженного конфликта в Южной Осетии в августе 2008 года. Программа была утверждена президентом РФ Дмитрием Медведевым в конце 2010 года. На нее были выделены 20 трлн рублей, что отвечало общему росту оборонных расходов федерального бюджета (с 1,5% в 2010 году до 4,7% в 2016 году).

По данным открытых источников, половину всех расходов ГПВ-2020 предполагалось направить на перевооружение ВМФ и ВВС (25% и 24% от общего объема ГПВ соответственно). Планировалась поставка восьми атомных подводных лодок проекта 955 "Борей" и восьми многоцелевых АПЛ проекта 885 "Ясень", а также более 50 надводных кораблей, в том числе 15 фрегатов и 35 корветов. Перевооружение ВВС предполагало закупку 600 самолетов (в том числе истребителей Су-35 и фронтовых бомбардировщиков Су-34) и 1 тыс. 100 вертолетов. 17% расходов были заложены на 100 дивизионов ракетных систем С-400, С-500 и С-350, а также систем "Панцирь-С" и космических аппаратов. В сухопутные войска (15% расходов ГПВ) планировалась поставка 2,3 тыс. танков, 2 тыс. артиллерийских систем, а также 10 бригад "Искандер-М", систем ПВО С-300В4. На Ракетные войска стратегического назначения (РВСН) было заложено 5% расходов, планировалось закупить 270-280 межконтинентальных баллистических ракет (МБР) "Ярс". Еще 14% расходов были заложены на новые системы связи, управления и разведки.

Программа была нацелена и на разработку и серийный выпуск новых образцов вооружений, в том числе гусеничной платформы "Армата", перспективного комплекса фронтовой авиации (Т-50), новых МБР.

В отличие от предыдущих программ, исполнение ГПВ-2020 года меньше отстает от графика. В 2011-2017 годах основные задания гособоронзаказа выполнялись в полном объеме.

ГПВ-2027

В конце 2015 года Минобороны РФ сообщило о начале работы над новой ГПВ на период до 2025 года. Глава ведомства Сергей Шойгу заявлял, что стоимость этой программы составит 30 трлн рублей. Документ планировалось утвердить летом 2017 года, однако этого не произошло.

19 сентября 2017 года вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин рассказал журналистам, что в ноябре 2017 года президенту России представят проект ГПВ на десятилетний срок, при этом в программе будут "заделы" для вооружений, которые будут созданы и после 2027 года.

Согласно интервью Рогозина, опубликованному 26 февраля 2018 года газетой "Коммерсантъ" , проект ГПВ-2027 корректировался на основе данных, полученных в Сирии в ходе комплексной оценки оружия и техники в боевых условиях. В частности, вице-премьер уточнил, что всего в Сирии было задействовано более 200 типов вооружений и техники. На авиабазе Хмеймим и базе ВМФ в Тартусе работали на периодической основе бригады специалистов более чем от 50 предприятий российского оборонно-промышленного комплекса.

По данным Минобороны РФ, всего на реализацию ГПВ-2027 предусмотрено 20 трлн рублей, из них 19 - на закупки, ремонт и разработку вооружения и военной техники. Еще 1 трлн рублей предусмотрен на синхронизацию, то есть создание всей необходимой инфраструктуры для поступающей в войска техники (такие расходы заложены впервые в истории российских ГПВ).

Среди приоритетов новой ГПВ - развитие сил стратегического ядерного сдерживания. В рамках ГПВ Ракетные войска стратегического назначения (РВСН) начнут получать новейшие межконтинентальные баллистические ракеты "Сармат" и "Рубеж". Также, по словам председателя комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, экс-главкома ВКС РФ Виктора Бондарева, планируется обновлять стратегические ракетные комплексы: выводить из эксплуатации "Тополи", заменяя их на более современные и совершенные "Ярсы". По данным командующего РВСН Сергея Каракаева, сроки службы стоящих сегодня на вооружении тяжелых МБР "Воевода" планируется продлить до 2027 года.

Согласно заявлениям представителей военного руководства РФ, особый акцент в программе сделан на оснащение войск высокоточным оружием воздушного, наземного и морского базирования, беспилотными ударными комплексами, средствами индивидуальной экипировки военнослужащих, новейшими системами разведки, связи и радиоэлектронной борьбы. В рамках ГПВ-2027 будут проводиться работы по зенитной ракетной системе С-500 и гиперзвуковой ракете "Циркон". Предстоит завершить работы по проектам бронетехники на базе платформ "Армата", "Курганец" и "Бумеранг", поставку новых танков Т-90М и испытания глубоко модернизированных Т-80БВМ.

Намечены принятие на вооружение новейших истребителей Су-57 (ПАК ФА, известный как Т-50) и МиГ-35; модернизация бомбардировщиков Ту-95МС, Ту-160М и Ту-22М3; а также создание перспективного комплекса Дальней авиации (ПАК ДА). Командующий морской авиацией ВМФ генерал-майор Игорь Кожин и замминистра обороны РФ Юрий Борисов сообщали журналистам, что в новую ГПВ заложены строительство нового авианесущего крейсера и опытно-конструкторские работы по созданию новых палубных самолетов.

Для Военно-морского флота в программе заложено строительство подводного крейсера стратегического назначения "Борей-Б" (дальнейшее развитие проекта 955А) и надводных кораблей с высокоточным оружием. До 2025 года планируется получить два вертолетоносца, оснащенных морскими вертолетами Ка-52К "Катран".

В ходе авиасалона МАКС в июле 2017 года замминистра обороны РФ Юрий Борисов рассказал, что в программу будет заложено строительство нового авианесущего крейсера.

В ближайший месяц завершится подготовка проекта новой Государственной программы вооружений на период 2018-2025 годов, на которую отведено 17 триллионов рублей. напоминает, в каких условиях готовилась эта программа и как она связана с действующими сейчас планами перевооружения.

Большая торговля за бюджет

История сбора и согласования пожеланий по смете ГПВ-2025, наверное, достойна отдельного материала. Мы лишь вкратце приведем основные вехи этого увлекательного процесса, попавшие в прессу.

Первый заход на цель относится к тому периоду, когда ГПВ-2025 проектировалась в штатном исполнении: новая десятилетняя программа должна запускаться на шестой год предыдущей. По этому правилу ГПВ-2025 начиналась с 2016 года.

19 декабря 2014 года министр обороны заявил: «Завершена работа по формированию типажа перспективных образцов вооружения и техники, имеющих сходные функциональные и технические характеристики. Это позволит сократить стоимость Государственной программы вооружения до 2025 года с 55 до 30 триллионов рублей с сохранением необходимых объемов оснащения».

То есть военные подчеркивали, что им надо 55 триллионов (в 2,9 раза больше, чем на предыдущей ГПВ-2020), но, так и быть, согласны и на 30 (всего в 1,6 раза). Технически в этом не было ничего страшного. Например, исходный объем ГПВ-2020 в варианте полного списка желаний оценивался в 36 триллионов рублей, но в итоге сошлись на 19,6 триллионах.

Ответ на заявку Знаменки последовал скоро. В феврале 2015 года источник в , что осетра нужно урезать примерно вдвое: достаточным признается финансирование на уровне 70 процентов от ГПВ-2020, то есть около 14 триллионов рублей.

Но время шло, экономическое положение лучше не становилось, программу не принимали, и ее начали сокращать по протяженности. Теперь речь шла о запуске плана на период 2018-2025 годов. Для этого варианта, как сообщил летом 2016 года «Коммерсантъ», военные просили 24 триллиона рублей. В сентябре 2016 года, как узнало издание, на совещании у президента Путина произошел между Шойгу и главой : военные требовали согласовать бюджет ГПВ-2026 в пределах 22 триллионов рублей, Силуанов настаивал на 12 триллионах.

Итогом длительной ругани, насколько можно судить, стал компромисс: зимой 2016/2017 годов цифры сблизили, получив рамочный бюджет ГПВ-2025 в пределах 17 триллионов рублей, о чем в середине мая 2017 года писали . То есть в конечном итоге мнение источника ВПК от февраля 2015 года оказалось довольно точной оценкой итогового результата.

Сейчас торговля ведется уже не вокруг общих расходов (они зафиксированы), а вокруг распределения средств по видам вооруженных сил и характеру работ.

Единственная часть, которая совершенно понятна и исполняема безальтернативно, - это переоснащение ядерных сил. Основные образцы ракет, за исключением тяжелого «Сармата», разработаны, хотя и не все переданы пока на вооружение (как в случае с «Рубежом» и «Баргузином»), ведется создание аэробаллистического гиперзвукового боевого оснащения. Но здесь важную роль играет ожидаемое в 2021 году истечение действия Пражского договора о сокращении наступательных вооружений. В любом случае это тема для отдельного материала.

Возвращение на землю

Приоритеты ГПВ-2025 в части распределения по видам вооруженных сил, насколько можно судить по утечкам, публиковавшимся в прессе (тем же «Коммерсантом»), претерпевают изменения. За общими разговорами о «ставке на интеллектуальные системы» кроется существенная подпитка сил общего назначения, в первую очередь - сухопутных войск и ВДВ.

Стартовая разбивка ГПВ-2020 делала «пехоту» бедным родственником: сухопутчики и ВДВ получали только 2,6 триллиона рублей, в то время как флоту отходило 4,7 триллиона, ВВС - 4,5 триллиона и еще 3,4 триллиона - на воздушно-космическую оборону (от СПРН до средств ПВО).

Эта сетка в итоге так и не была выдержана: например, значительная часть заложенных на флот денег до него не дошла из-за неготовности промышленности или недоработанности изделий. Однако соотношение сил показано наглядно. Да и сухопутчики тоже получили далеко не все из заложенного в проект - по тем же причинам.

Как раз в ГПВ-2025 этот перекос планируют исправить. По некоторым данным, до четверти ее бюджета (то есть свыше 4,2 триллиона рублей) отойдет сухопутчикам и ВДВ, чье значение после кризиса 2014-2015 года на Украине и по итогам сирийской кампании были переоценено в сторону повышения.

Во второй половине 2010-х годов должны были начаться серийные поставки боевой техники нового поколения на единых платформах, впервые продемонстрированных в 2015 году: «Армата», «Курганец-25», «Бумеранг», а также на платформах для Арктики. Этот процесс мы увидим уже в новой ГПВ. Можно предположить появление там же и более-менее готовых образцов современных робототехнических комплексов.

Непростая ситуация сложилась с амбициозным проектом Единой системы управления в тактическом звене (ЕСУ ТЗ) - автоматизированной системы управления войсками (АСУВ) на уровнях от бригады и ниже. По ГПВ-2020 к исходу программы отработанные серийные комплекты системы должны были получить 40 бригад, на это планировалось затратить около 300 миллиардов рублей. Этого не произошло.

На данный момент обкатка ЕСУ ТЗ в Таманской дивизии продолжается, и мнение военных довольно противоречиво: они все чаще в частном порядке указывают на то, что система, к которой еще на предыдущих этапах было много вопросов, в текущем виде их скорее всего не устроит, ее можно использовать лишь как базу для создания новой АСУВ.

Тем не менее по сетецентрической линии не все так плохо: комплексы разведки, управления и связи (КРУС) серийно поставляются в войска, их использование в межвидовых группировках отрабатывается на полигонах. Техника прошла полевые испытания и в Сирии.

Не дожидаясь перитонита

С флотом ситуация простая: его будут резать, не дожидаясь рецидивов истории со строительством головного фрегата «Адмирал Горшков». Напомним: этот корабль был заложен в 2006-м, спущен на воду в 2010-м и по состоянию на май 2017 года так и не принят флотом из-за недоработок, хотя к 2020 году по ГПВ уже должны быть введены восемь в строй фрегатов этого типа. Пересмотр взглядов на строительство флота, по имеющейся информации, подтверждается сокращением его доли в ГПВ до 2,6 триллиона рублей.

Поэтому вряд ли следует ждать в ГПВ-2025 открытия новых проектов: долгожданного нового авианосца, а также крупного заказа на постройку атомных ракетных крейсеров типа «Лидер» (хотя бы и в виде только головного корпуса). И наоборот - акцент на массовом серийном вводе уже освоенных хотя бы в общих чертах проектов фрегатов, корветов и малых сил флота представляется разумным выбором.

Собственно говоря, «Горшковы» рассматривались именно как проект для массовой серии (в разные годы оценка колебалась в пределах 24-30 единиц), чтобы заместить вывод кораблей советской постройки, состоявшийся в первой половине 1990-х. Переброска ресурсов на принципиально новые проекты тяжелых кораблей 1-го ранга может негативно отразиться на насыщении корабельного состава. В результате ВМФ рискует остаться с разнотипным ворохом недостроев и недоведенок вместо готовых боевых единиц.

В этот период неплохо бы решить три насущные проблемы с вооружением флота. Первая - это зенитная ракетно-артиллерийская система «Полимент-Редут», амбициозный проект по созданию интегрированной системы управления всем контуром ПВО для «Горшковых». С учетом роли этих кораблей в боевом составе флота данная задача должна быть решена безальтернативно и в кратчайшие сроки.

Вторая связана со специфической архитектурой радиоэлектронного вооружения корветов проекта 20380: ЗРК «Редут» должен работать через РЛС 5П27 «Фуркэ-2», но делает это, мягко говоря, крайне своеобразно, из-за чего добиться полноценной боевой готовности комплекса на уже сданных с 2011 года кораблях пока не удается. Вопрос почему все получилось так, как получилось, задавать уже все равно поздно, скорее имеет смысл начинать прикидывать, сколько дополнительных средств придется потратить, чтобы у флота появились боеспособные корветы с «Редутом» в том или ином облике.

Третья проблема связана с серьезным отставанием российского флота в борьбе с современными морскими минами. На данный момент единственным новым типом кораблей по этому направлению является базовый тральщик проекта 12700 «Александрит». Строится он в недостаточных количествах, а к составу и возможностям его противоминного комплекса остается много вопросов. В этом направлении хочется избежать результата в рамках классического «купил ты не того и слишком мало».

И уже после решения этих проблем имеет смысл обсуждать: получится или не получится с модульными атомоходами «пятого поколения», когда «Циркон» поставят на «Хаски» и в какой пятилетке спускаем атомный авианосец.

В воздухе и космосе

В части воздушно-космических сил ГПВ-2020 решала две задачи: дать современную серийную технику в заметных количествах и создать принципиально новые образцы.

С первой задачей справится удалось, хоть и не без накладок. В результате ВВС неплохо оснащены, хотя и используют, не считая уходящего Су-27П, четыре типа тяжелых истребителей платформы Т-10 (Су-27СМ, Су-30М2, Су-30СМ, Су-35С), а также два ударных вертолета (Ми-28Н и Ка-52).

Зоопарк этот неплохо было бы подсократить, особенно с учетом еще двух типов истребителей: МиГ-29СМТ закупленный (и отдельно - ранее использовавшийся экспортный алжирский) и МиГ-35 на вечном выданье (37 машин по ГПВ-2020 плавно переехали в ГПВ-2025). В любом случае придется искать какое-то решение проблемы накопленной разнотипицы в рамках ГПВ-2025.

По вертолетной технике все требования выполнены - за исключением импортозамещения производства турбовальных двигателей (но на поставках в войска это пока никак не отразилось). По самолетам выполняется на хорошем уровне. Развернуто серийное производство дальнобойных зенитных ракетных систем (С-400) и средств ПВО ближней зоны («Панцирь-С»). А вот с разработкой новой техники сроки поехали вправо. По изначальным планам истребитель пятого поколения Т-50 (ПАК ФА) уже должен был идти в линейные соединения ВВС. То же касается и системы ПВО/ПРО С-500, 10 дивизионов которой с 2015 по 2020 годы должны были поступить в войска. Оба образца задержались, и средства по их серийной закупке перенесены на ГПВ-2025.

Проект бомбардировщика ПАК ДА, скорее всего, придется отложить или сильно сдвинуть по срокам. Это видно в том числе и из активизации работ по восстановлению производства самолетов Ту-160 в Казани: Боливар российского бюджета вряд ли вынесет двоих, во всяком случае, в ближайшее десятилетие.

В неясном состоянии проект скоростного вертолета. Военные заинтересованы в этой технике, но в 2013-2014 годах первые же НИР по этой части с использованием летающей лаборатории на базе Ми-24 дали неутешительный ответ: имеющийся научно-технический задел решить поставленную задачу не позволяет. Однако работы по направлению продолжены, и развитие нужных технологий станет важной частью фундаментального раздела ГПВ-2025.

Без задела нет игры

Особенностью следующей ГПВ-2025 станет исчерпание так называемых «научно-технических заделов». К началу 1990-х (а по ряду направлений и позже) оборонка накопила изрядный запас интересных решений и возможностей, которые и реализовала в основном под большой бюджет ГПВ-2020.

Промышленность устроил бы очередной валовый заказ на уже освоенную серию, но военные четко дают понять, что их интересует один из двух вариантов: либо принципиально новые образцы с качественно иными характеристиками, либо дешевая модернизация уже имеющейся техники.

Основная потребность в вооружении и военной технике уже закрыта или закроется к началу 2020-х годов при завершении ГПВ-2020. При этом военные прямо говорят, что по ряду направлений их устроили бы не «звезды смерти», а построенные на уже имеющихся технологиях массовые и дешевые решения. Например, это касается атомных подлодок. Флот не первый год просит сделать ему что-то вроде крупной серии многоцелевых лодок проекта 671РТМ(К) на современном технологическом уровне, но промышленность пока что загадочно обещает «пятое поколение», которое еще только предстоит разрабатывать.

В этих условиях в ГПВ-2025 предполагается переориентироваться на крупное финансирование оборонных НИР, в рамках которых должен быть создан новый задел для последующих ОКР по созданию готовых образцов техники и вооружений. Результатом станут новые технологии, решения и материалы, которые можно будет использовать с середины 2020-х годов при разработке техники следующего поколения.

Параллельно с этим будет продолжаться государственное финансирование производственно-технологического переоснащения оборонной промышленности. Об этом, в частности, в интервью «Красной звезде» замминистра обороны . Из его слов можно сделать вывод, что у ГПВ-2025 будет свой спутник наподобие федеральной программы развития оборонного комплекса, действовавшей вместе с ГПВ-2020. На нее, к слову, выделялось три триллиона рублей.

Мощности, создаваемые по этой программе, почти наверняка обременят условиями по параллельному наращиванию выпуска высокотехнологической гражданской продукции.

СОЧИ, 17 мая. /ТАСС/. Новая Госпрограмма вооружений на 2018-2025 годы позволит повысить боевой потенциал Вооруженных сил РФ. Об этом заявил президент России Владимир Путин на совещании по формированию проекта оснащения ВС до 2025 года.

"Эта программа станет важнейшим инструментом в реализации военно-технической политики России в сфере обороны и безопасности до 2025 года и на дальнейшую перспективу, - сказал президент. - Новая программа призвана обеспечить сбалансированное развитие систем вооружений всех родов и видов войск и поэтапное оснащение ими частей и соединений. Это позволит значительно повысить боевой потенциал Вооруженных сил, обеспечить выполнение тех ответственных задач, которые предусмотрены военной доктриной и стратегией национальной безопасности, да и собственно говоря, рядом других важнейших документов.

По словам главы государства, планируемые мероприятия позволят не только оснастить армию и флот современными образцами вооружений и техники, но и дадут возможность сформировать научно-технический задел для разработки принципиально новых видов оружия. Путин добавил, что в ходе формирования и реализации новой Госпрограммы вооружений "следует принимать во внимание, что намеченные планы выполняются в условиях импортозамещения". Президент подчеркнул, что соответствующая программа активно реализуется. Он напомнил, что по итогам совещания, которое прошло в Рыбинске несколько недель назад, было признано, что в рамках реализации политики импортозамещения военной продукции "были достигнуты хорошие результаты".

При этом Путин подчеркнул, что предстоит сделать гораздо больше. "Имею в виду развитие отечественной электронно-компонентной базы, реализацию контрактов полного жизненного цикла военной продукции, а также синхронизацию сроков подготовки необходимой инфраструктуры с поставками нового вооружения", - сказал глава государства.

Доля современных вооружений в сухопутных войсках

"Отмечу, что к концу 2017 года доля современных вооружений в Сухопутных войсках должна составить 42%, а в ВДВ - 58%", - сказал президент. - В предстоящий программный период важно не только продолжать наращивать данный показатель, но и придать системе вооружений сил общего назначения новое качество". Он отметил, что решение этих задач напрямую зависит от возможностей организации ОПК.

По мнению главы государства, необходимо оценить производственно-технический мощности промышленности, в том числе и потенциал для их дальнейшего развития. Путин уточнил, что в рамках совещания будут заслушаны доклады главнокомандующего сухопутными войсками, командующего ВДВ, а руководители интегрированных структур и организаций ОПК проинформируют участников совещания по проблемам реализации спланированных мероприятий. Президент также добавил, что на совещании будут рассмотрены вопросы о состоянии Сухопутных и Воздушно-десантных войск, а также перспективы из развития с учетом формирования Госпрограммы вооружений до 2025 года.