» »

Значение солари пьетро антонио в большой советской энциклопедии, бсэ. Главный зодчий кремля Смотреть что такое "Солари, Пьетро Антонио" в других словарях

20.12.2023

Итальянский архитектор Солари Пьетро Антонио в Москве был известен как Петр Фрязин. Пьетро Солари родился предположительно в Милане (возможно в Кароне в швейцарском кантоне Тичино) не ранее 1450 года, умер в Москве, в мае (по другим данным в ноябре) 1493 года. Сведений об этом архитекторе сохранилось крайне мало, и все они достаточно противоречивы.

Пьетро Солари работал подмастерьем и обучался у своего отца, архитектора и скульптора Гуинифорте Солари. В 1476 году молодой архитектор участвовал в строительстве миланского собора. После смерти отца Пьетро Солари не был утвержден на должность главного строителя собора. Предположительно, годы проживания в Милане Пьетро Антонио Солари в соавторстве с отцом построил несколько церквей, а также гробницу епископа Марко де Капитани в соборе Алессандрии (1484 г.), возможно, ему принадлежит и скульптура Мадонны в замке Сфорца в Милане (1485 г.).

В 1490 году Пьетро Антонио Солари приехал в Россию по приглашению русских послов греческого происхождения Дмитрия и Мануила Ралевых. В Москву итальянский архитектор прибыл вместе со своим учеником Цанантонио, оружейным литейщиком Ждакобо. Также с мастером прибыл серебряник Христофор с двумя учениками. В Москве Пьетро Солари был переименован на русский лад, его прозвали Петром Фрязиным или Петром Антониным Фрязиным.

Сам Иоанн III был очень расположен к приезжему архитектору. В летописях тех лет Петр Фрязин упоминается как "архитектон", в отличие от общепринятого обозначения "муроль" или "палатных дел мастер". В Милане был найден ныне утраченный документ, в котором о Пьетро Антонио Солари говорилось как о главном архитекторе Москвы. По другой версии, эти слова - цитата из личного письма Солари, которое хранится в Ватикане.

Петр Фрязин проработал в Москве недолго. Дата его смерти точно не известна, а приблизительная была вычислена по дате утверждения его матери в правах наследства (22 ноября 1493 г.). Несмотря на то, что этот мастер проработал в Москве всего три года, он успел построить здесь совместно с архитектором Марко Руффо (Марком Фрязиным) знаменитую Грановитую (Большую Золотую) палату (1491 г.). К самостоятельным работам Петра Фрязина относятся такие кремлевские башни как: Боровицкая, Водовзводная, Константино-Еленинская, Спасская (Фроловская), Никольская, Сенатская и Угловая Арсенальная (Собакина).

И сейчас над Спасскими воротами висит мемориальная доска (копия, оригинал хранится в фондах кремлевского музея) с надписью на латыни о том, на которой запечатлено авторство Солари. С внутренней стороны сделана надпись на русском языке - это оригинальный текст, дошедший до нас со времени возведения башни.


Историческая справка:


1450 г. – приблизительный год рождения Пьетро Солари
1476 г. – Пьетро Солари принимает участие в строительстве миланского собора
1490 г. – архитектор приезжает в Москву
1487-1491 г.г. – Петр Фрязин (Солари) присоединяется к Марко Руфо для строительства Грановитой Большой палаты
1490 г. – возводится Боровицкая башня
1490 Константино-Еленинская башня
1491 г. – заканчивает строительство Спасской (Фроловской) башни
1491 г. – заканчивает строительство Никольской башни
1491 г. – Петром Фрязиным построена Сенатская башня
1492 г. – построена Угловая Арсенальная (Собакинa) башня
1493 г. – Петр Фрязин умер

Солари Пьетро Антонио (Pietro Antonio Solari) (Петр Фрязин) - итальянский архитектор, известный в России как Петр Фрязин. Родился предположительно в Милане после 1450 года, скончался в Москве в 1493 году. Информации об этом архитекторе сохранилось мало, и она достаточно противоречивая.

«Итальянский» период

Архитектурному делу Солари обучался у своего отца - Гуинифорте Солари - скульптора и архитектора. В 1476 году Пьетро Антонио принимал участие в строительстве Миланского собора (Duomo di Milano). Сохранились все работы архитектора 1484-1485 годов. Предполагается, что в годы проживания в Милане он в соавторстве с отцом создал несколько церквей, гробницу епископа Марко де Капитани (собор Алессандрии; 1484) и скульптуру Мадонны (замок Сфорца; Милан; 1485). Кроме этого, мастер участвовал в строительстве Оспедале Маджоре (Ospedale Maggiore) и монастыря Павийская Чертоза (Certosa di Pavia).


Миланский собор (Италия)- кафедральный собор, расположенный в историческом центре города

В 1490 году Пьетро Антонио Солари приезжает в Москву по приглашению русских послов Мануила и Дмитрия Ралевых. В Россию итальянский архитектор прибыл вместе со своими учениками Цанантонио и Христофором. В Москве, для легкости произношения, Пьетро Солари стали называть на русский лад - Петром Фрязиным.

Грановитая палата

В России Солари продолжил работу Марко Руффо по возведению Грановитой палаты в Кремле. Это было первое гражданское сооружение из камня на территории Кремля. Московская Грановитовая палата была построена по образцу Новгородской одностолпной палаты (1169). Архитектурный замысел изначально принадлежал Марку Руффо, Солари же выполнял декорацию фасадов и интерьеров. Грановитая палата получила свое название благодаря восточному фасаду, который был отделан граненым каменным рустом. Ее фасады немного видоизменились в 1682 году, когда Осип Старцев сделал на окнах наличники.


Грановитая палата - это помещение, расположенное на втором этаже, перекрытое крестовыми сводами, опирающимися на центральный столб. Как парадный приемный зал великокняжеского дворца она служила для проведения заседаний Земских собраний, собраний Боярской думы, разнообразных торжественных празднеств.


Грановитая палата (Москва, Россия) - архитектурный памятник Кремля, древнейшая гражданская постройка города. Построена в 1487-1491 годах по приказу Ивана III архитекторами из Италии Пьетро Антонио Солари и Марко Руффо

Кремлевские башни

За время проживания в Москве (1490-1493) Солари построил часть кремлевских стен и башен: Боровицкую, Водовзводную, Константино-Еленинскую, Спасскую (Фроловскую), Никольскую, Сенатскую и Угловую Арсенальную. Проездные башни были мощными защитными сооружениями, в конструкцию которых входили каменные бастионы, отводные стрельницы, подъемные мосты и предмостные башни. Арсенальная башня была построена в 1492 году и являлась мощнейшей из всех башен Кремля - ее шестнадцатигранный цилиндр был предназначен для обороны переправы через реку Неглинную. На уровне ее фундамента скрыт колодец-родник.

Угловая Арсенальная башня (Москва, Россия) - мощнейшая башня Кремля, которая контролировала движение через Неглинную реку

Фроловская башня, которую переименовали в 1678 году в Спасскую - главная башня Московского Кремля. Ее строительство было окончено в 1493 году.

Фроловская башня (сейчас - Спассская) (Москва, Россия) - одна из двадцати башен Кремля, выходит на Красную площадь. В ней расположены центральные ворота Кремля, на башне установлены куранты

Итоги работы Солари в Москве

Пьетро Антонио Солари проработал в Москве недолго. Но, не смотря на это, он наряду со знаменитыми русскими зодчими внес большой вклад в строительство Московского Кремля в XV—XVI веках. В наше время над Спасскими воротами висит памятная табличка с надписью на латыни: «…творец их Петр Антоний Солари». С внутренней стороны сделана надпись на русском языке - это оригинальный текст, который дошел до нас со времени возведения башни.

Наиболее значимые работы Пьетро Антонио Солари:

1. Монастырь Павийская Чертоза (Certosa di Pavia; Милан; 1453 - 1475).
2. Гробница епископа Марко де Капитани (собор в Алессандрии; 1484).
3. Кремлевские башни: Спасская, Боровицкая, Константино-Еленинская, Водовзводная, Никольская, Сенатская, Угловая Арсенальная (Москва; 1490-1493).
4. Грановитая палата (Москва; 1491).

МОСЛЕНТА продолжает рассказывать об архитекторах, сформировавших облик нашего города

Фото: Комсомольская правда / PhotoXPress.ru

Могучая фигура Аристотеля Фиораванти незримо царит над Кремлем, но она не смогла затмить имена других итальянских зодчих, приложивших силы к созданию этого чуда. И сразу за мэтром возникает силуэт Пьетро Антонио Солари - создателя первого каменного дворца русских царей, именуемого ныне Грановитой палатой.

Пьетро Антонио Солари не встречался с Аристотелем в Москве - он приехал несколькими годами позже смерти или отъезда мэтра. И не исключено, что эти события имеют прямую связь: Солари мог быть приглашен на Русь именно как преемник Фиораванти на посту главного строителя Кремля.

Эта версия не имеет прямых документальных подтверждений, но на нее наводят некоторые косвенные данные. Например, то, что письма на родину (а некоторые из них сохранились) Солари подписывает «главный архитектор города Москвы». И наши летописи именуют его не привычным тогда на Руси термином «муроль», или «палатных дел мастер», а гордым заморским званием «архитектрон». Размах и важность работ Солари тоже говорит о его незаурядном положении среди коллег, как и тот факт, что прибыл он в Москву не один, а с учеником. Какой-никакой, а показатель статуса.

Кстати, то, что Фиораванти и Солари не встретились в Москве, не говорит о том, что они не были знакомы. В начале 60-х годов XV столетия великий Аристотель по приглашению герцога Сфорца трудился в Милане, где прошла юность Солари. Отец и дядя Пьетро Антонио были выдающимися архитекторами и трудились над созданием самых знаменитых памятников эпохи Сфорца - Миланского собора, Оспидале Маджоре и замка Чертоза ди Павия. Братья Гуинифорте и Франческо Солари почти наверняка встречались с Аристотелем и, возможно, при этом присутствовал сын и ученик Гуинифорте - Пьетро, который был тогда уже вполне сознательным подростком…

Сохранившиеся документы разрознены, посему есть два варианта даты рождения будущего мастера - 1445 или 1450 годы. Но достоверно известно, что появился на свет он на севере Италии в Тичино (сейчас это итальянский кантон Швейцарии) в семье потомственных зодчих. Его прадед Марко когда-то начинал работу над миланским Дуомо (собор строился около 100 лет). Дед Джованни продолжил его дело: он руководил работой в Чертозе и много строил в Милане и окрестностях. Его по праву называют одним из столпов итальянского Возрождения. Его сыновья Франческо и Гуинифорте (или Бонифорте) тоже продолжили семейную традицию, а младший Гуинифорте руководил строительством Дуомо. Естественно, его старший сын Пьетро Антонио тоже стал архитектором (куда ж ему было деваться!), а другой сын - Андреа вырос в выдающегося художника.

Изображение: ru.wikipedia.org

Зодчие Пьетро Антонио Солари и Марко Руффо (внизу). Фрагмент миниатюры Лицевого летописного свода (1568-1576 гг)

Пьетро Антонио помогал отцу на строительстве миланского Дуомо и одновременно учился у него и других мастеров. Художественных учебных заведений тогда не было, и большие стройки превращались в учебные мастерские. Между прочим, в «творческую бригаду» Солари-старшего на площадке Дуомо входил сам Леонардо Да Винчи, который был сверстником Пьетро Антонио, а также знаменитый Джованни Антонио Амадео, женатый на дочери мастера Гуинифорте, соответственно, сестре Пьетро.

С 80-х годов Солари начал работать самостоятельно, причем и как архитектор, и как скульптор. В эпоху Возрождения четкой специализации еще не было: понятие «зодчий» тогда было всеобъемлющим и каждый мастер хотел проявить все грани своего таланта.

По слухам, Пьетро Антонио болезненно воспринял то, что после смерти отца ему не перешла должность руководителя работ на Дуомо. Понятно, что спустя 500 лет ни подтвердить, ни опровергнуть это уже невозможно, но, так или иначе, на предложение русских послов поехать в Москву и возглавить строительство Кремля он ответил согласием. С 1490-го года Пьетро Антонио Солари трудится в Москве в качестве главного архитектора города. Во всяком случае, так он сам себя звал.

До наших дней дошло два значительных объекта, связанных с именем Солари - Грановитая палата и восточная часть кремлевских крепостных укреплений и башен - та, что смотрит на Красную площадь. Немало, если учесть, что судьба отпустила Пьетро Антонио лишь три года работы в Москве …

В любом справочнике или путеводителе рядом с фамилией Солари любознательный гражданин встретит имя Марко Фрязина, или Марко Руффо. Вроде бы все означенные объекты начинал Марко, а завершал Пьетро Антонио, или, как его окрестили на Руси, Петр Антонин. Но здесь не все ясно, а точнее - почти ничего не ясно.

О том Марко не упоминает ни один итальянский источник, только наши, отечественные. В летописях его именуют Марко Фрязин, то есть просто итальянец. Фрязами или фрязинами тогда на Руси звали всех выходцев с Апеннин, а заодно и из генуэзских крымских колоний - Кафы (Феодосии), Сугдейи (Судака) и Чембало (Балаклавы). Предположение о том, что этот Марко имеет фамилию Руффо, сделал великий русский историк Николай Карамзин, хотя никаких веских аргументов он не привел. Но вслед за маститым Николаем Михайловичем эту версию, причем уже без сомнений, подхватили все последующие поколения историков и искусствоведов. Хотя, скажем, видный итальянский искусствовед Джузеппе Мерцарио (в книге I Maestri Comacini: Storia Artistica Di Mille Duecento Anni (600-1800) считает нашего Марко потомком Марко деи Фризони или да Коропа. Но это тоже не абсолютно достоверно.

Так или иначе, после того, как Солари приехал в Москву (1490 год), он руководит всеми работами в Кремле как новыми, так и начатыми до него. Можно предположить, что Марко Фрязин, как и Антонин Фрязин (он же Антонио Джиларди из Виченцы), входил в группу учеников-подмастерий Аристотеля Фиораванти и после смерти (или отъезда) мастера продолжал работы по его чертежам. Они строили башни вдоль Москвы-реки, а Марко возвел еще два небольших строения внутри Кремля, до нас не дошедших. Про все остальные башни и иные сооружения говорится, что они их «заложили», а достраивал их уже Солари. Что входит в понятие «заложили» и до какого уровня они были возведены к приезду нового руководителя работ, в летописях не уточняется.

В «творческую бригаду» Солари-старшего на площадке Дуомо входил сам Леонардо Да Винчи, который был сверстником Пьетро Антонио, а также знаменитый Джованни Антонио Амадео, женатый на дочери мастера Гуинифорте, соответственно, сестре Пьетро

Итак, Пьетро Антонио взялся сразу за два дела: возведение стен на главном и самом опасном направлении и строительство нового дворца для царской семьи. Почему восточная сторона была самой опасной? Да потому, что это было единственное направление, не прикрытое водными преградами. С одной стороны - Москва-река, с другой - Неглинка. А со стороны китайгородского посада - ничего. Соединяющий реки ров был задуман, но руки до него дойдут только на несколько десятилетий позже.

Изображение: en.wikipedia.org

Аполлинарий Васнецов. В Московском Кремле

Стена вдоль Красной площади - самая высокая и мощная, а башни, пожалуй, самые изысканные. Это Константино-Еленинская башня с закопанными после строительства храма Покрова на Рву воротами. Знаменитая своими курантами Спасская (она же Фроловская) башня. Самая изящная Никольская и, конечно, могучая Угловая Арсенальная башня, получившая в народе прозвище «граненый стакан».

Конечно, сейчас эти башни выглядят не совсем так, как они были задуманы автором. В XVII веке, когда боевое предназначение крепости было уже не столь актуальным, верхние части башни были перестроены. Боевые площадки и мерлоны (зубцы) были убраны, зато появились надстройки в виде шатров с декоративными деталями и двуглавыми орлами на шпилях.

Для того чтобы представить башни в изначальном виде, нужно мысленно убрать эти надстройки и добавить мощные зубцы в виде ласточкиного хвоста, как на стенах. Кроме того, на всех воротах были подъемные мосты, от них остались проемы для цепей. Когда мосты поднимали, они служили дополнительным прикрытием ворот от орудийного огня. Кремль того времени признавался выдающимся и безусловно передовым фортификационным сооружением, которое впитало все технические новшества и было идеально вписано в ландшафтные условия.

Если башни несколько изменили свой облик, то Грановитая палата и сейчас стоит во всей красе, оставаясь удивительным памятником итальянского Возрождения в сердце древнего Кремля. Чтобы осознать ее красоту и уникальность, нужно понимать, как все задумывалось изначально.

Дело в том, что у великого князя Ивана III, как и у его предшественников, не было каменного дворца или палат. На Руси традиционно отдавали предпочтение деревянным домам - в них теплее да и дышится легче. В Европе же это было не принято. Великому князю (или царю) как руководителю правительства нужно было принимать иноземных посланников. Отказываться же от своих обычаев не хотелось. То есть стояла задача увязать все в одно целое: желательно деревянные палаты со спальнями, кладовыми, кухнями и помещениями для многочисленной челяди; европейского уровня дворец с просторными палатами для приемов и боярской думы; да еще чтобы молиться великокняжеская семья могла не выходя на улицу. При этом внешний облик представительской каменной части должен был внушать уважение иностранцам, а внутреннее убранство соответствовать представлениям московитов об удобстве.

Солари и Марко нашли выход. Палаты (Средняя Золотая) были сооружены в глубине, к Соборной площади они прямо не выходили. На их месте сейчас Большой Кремлевский дворец. Нижний этаж был хозяйственный и как бы скрытый от глаз, а на втором была устроена большая открытая веранда-гульбище (вернее крыльцо, или верхние переходы). На нее вели три лестницы, из которых одна сохранилась - это Красное крыльцо. С этого гульбища были входы как в канцелярские и приказные службы, так и в приемную часть, которая разместилась в каменной Грановитой палате. Свое название палата получила из-за того, что Солари декорировал ее восточный фасад «диамантовым», то есть граненым под бриллиант рустом (облицовочным камнем).


Обратите внимание, как точно вписана палата в Соборную площадь: по масштабу, по соотношению декоративных составляющих. Она гармонично смотрится рядом с классическими русскими храмами, но в то же время создана в совершенно европейском стиле. Это говорит о выдающемся уровне мастерства ее создателей.

Когда старый дворцовый ансамбль пришел в ветхость и был разобран, Грановитая палата приобрела самостоятельный статус. Теперь уже к ней пристраивали новые сооружения. Она стала неотъемлемой частью главной Соборной площади Кремля и участником всех важнейших церемоний нашего государства. С ее Красного крыльца будущие властители Руси отправлялись в Успенский собор венчаться на царство, с него же начинались траурные процессии, шедшие в Архангельский собор.

А создатель этого чуда Пьетро Антонио Солари вскоре скоропостижно умер - в 1493 году. Лишь три года провел он в Москве, но память о нем жива до сих пор.

Георгий Олтаржевский

АНТОНИО ПЬЕТРО СОЛАРИ (после 1450 – 1493 г.) – итальянский архитектор. С 1490 г. работал в России, участвовал в строительстве стен, башен (1490–1493 гг.) и Грановитой палаты (1487–1491 гг., вместе с М. Фрязиным) Московского Кремля. Родился предположительно в Милане в семье скульптора и архитектора Гуинифорте Солари. Учился у отца. В 1476 г. был назначен строителем Миланского собора. Принимал участие в строительстве Оспедале Маджоре и знаменитого монастыря Чертозы в Павии, а также других сооружений Милана. Сохранились все его скульптурные работы, датируемые 1484 и 1485 гг. Прибыв в Москву в начале 1490 г., продолжил работу по возведению Грановитой палаты в Московском Кремле, сменив Марка Фрязина (Марко Руффо), который за три года до приезда Солари руководил ее строительством. Грановитая палата – первое каменное гражданское сооружение на территории Кремля – занимает в истории древнерусской гражданской архитектуры такое же место, как Успенский собор в архитектуре культовой. «Предком» московской Грановитой палаты была Новгородская одностолпная палата, упоминаемая еще в 1169 г. Архитектурно-пространственный замысел принадлежит Марку Фрязину, Солари, видимо, выполнил фасады и декоративное убранство интерьеров. Название «Грановитая» палата получила по восточному фасаду, отделанному граненым каменным рустом. Ее выразительные фасады несколько изменились в 1682 г., когда Осип Старцев растесал окна и сделал на них наличники. Собственно Грановитая палата – это зал на втором этаже, перекрытый крестовыми сводами, опирающимися на центральный столб. Будучи парадным приемным залом великокняжеского дворца, палата служила для проведения собраний Боярской думы, заседаний Земских собраний, проведения различных торжественных празднеств (например, в честь покорения Казани и т.п.). За три года пребывания Солари в Москве (1490–1493 гг.) он построил также часть кремлевских стен, четыре проездных башни: Боровицкую, Константино-Еленинскую, Фроловскую (Спасскую), Никольскую, угловую, граненую Арсенальную и прямоугольную Сенатскую (Фроловскую и Никольскую башни заложил Марк Фрязин). Проездные башни были мощными оборонительными сооружениями, в систему которых входили отводные стрельницы, предмостные башни (по типу сохранившейся Кутафьей башни), каменные бастионы, подъемные мосты. Арсенальная башня (1492 г.) является самой мощной из всех кремлевских башен – её 16-гранный цилиндр предназначался для обороны переправы через р. Неглинную; на уровне фундамента был скрыт родник-колодец. Фроловская башня, переименованная в 1678 г. в Спасскую, является главной башней Московского Кремля. Её строительство было закончено в 1493 г., о чём сообщает белокаменная плита, вделанная в стену: «...а делал Петр Антоний Соларио от града Медиолана» (Милана). В летописях Солари уважительно называют «архитектон», в одном из писем на родину сам себя он называет «главным архитектором города».

Солари Пьетро Антонио (ок. 1445-1493) - итальянский архитектор.

Пьетро Антонио Солари больше известный на Руси под именем Пётр Фрязин, за три года своего пребывания в Москве оставил яркий след в российском архитектурном наследии. Он появился в столице в начале 1490 года вместе с несколькими своими сподвижниками-итальянцами, владеющими различными ремёслами и ищущими применения своему мастерству в бурно развивающейся русской столице.

Пьетро почти сразу включился в работу и принял эстафету у Марка Фрязина, продолжив возведение Грановитой палаты в московском Кремле. К тому времени Марко Фрязин, появившийся в Москве несколькими годами раньше Пьетро и, говоря современным языком, выполнивший проект её архитектурного объёма, успел завершить основные работы по её строительству. Солари же достались работы по декоративной отделке фасадов и интерьеров. Благодаря этим итальянским зодчим, выполнившим этот замечательный архитектурный проект, на Руси впервые появился образ городского дома, в который можно было войти прямо с улицы.

Неоценим вклад Пьетро Антонио Солари и в возведение московского Кремля. За короткий период своего пребывания в Москве, с 1490 по 1493 год он успел принять участие в строительстве стрельницы с тайником, расположенной над Неглинной, Угловой Арсенальной, Боровицкой, Константино-Еленинской и Сенатской башен. Он же заканчивал возведение Никольской и Фроловской башен, основание которых закладывал всё тот же его итальянский предшественник Марк Фрязин, и вывел на Красную площадь главный фасад кремлёвской крепости.

Все эти проезжие крепостные башни являлись не просто украшением стены, а были мощными оборонительными сооружениями. В систему их тщательно продуманной обороны входили каменные бастионы, подъёмные мосты, отводные стрельницы, и предмостные башни. Самой мощной из всех была построенная в 1492 году шестнадцатигранная Арсенальная башня, предназначенная для обороны переправы через реку Неглинную. В её скрытом фундаменте на случай осады архитектор предусмотрел сооружение родника-колодца. Всем возводимым им башням Пьетро Антонио Солари придавал суровость, присущую крепостным сооружениям.

На главной башне Московского Кремля, Фроловской, построенной в 1493 году, а в 1678 году переименованной в Спасскую, до сих пор можно видеть вделанную в стену плиту с надписью на латыни, гласящей о том, что возводил её Пётр Антоний Соларио, родом из города Милана. Он умер в Москве осенью 1493 года, не дожив и до пятидесяти лет. Есть предположение о том, что именно Соларио перед своей смертью рекомендовал пригласить в Москву для строительства итальянских зодчих Алоизио да Каркано и Алоизио Ламберти да Монтаньяна, которые позже продолжили традиции итальянских архитекторов в становлении исторического облика Москвы.