» »

Эрос сын. Мифы древней греции в искусстве

31.01.2024

Эрот Победитель, Караваджо, 1603 год

Эрот или Эрос (Έρως), в греческом мифотворчестве бог любви, понимавшийся как особое мировое божество и как безотлучный спутник и помощник Афродиты. Одно из четырех космогонических первоначал, наряду с Хаосом, Геей и Тартаром (Гесиод, Теогония, 116-122). Согласно изложения мифографа пятого столетия до нашей эры Акусилая, Эрот, Эфир и Метида были детьми Никты и Эреба, происшедших от Хаоса. У Парменида Эрот мыслится также древнейшим божеством, которое создала Афродита. У орфиков он Протогон ("перворождённый"), Фанет ("явленный"), Фаэтон ("сияющий"). Отцом Эрота называли также Урана, Хроноса, Орфея и других богов и героев античного мира. Традиция греческой классической поэзии представляет Эрота сыном Зевса (Еврипид, Ипполит, 533), порождением Ириды и Зефира (Алкей, Фрагменты, 80), в позднейших преданиях Эрот обыкновенно называется сыном Афродиты и Ареса, так что он постепенно принимает черты "златокрылого" бога, знаменуя постепенный переход к изящному, легкому и капризному Эроту эллинистической поэзии (Симонид Кеосский, Фрагменты, 24; Аристофан, Какалос, 1738; Сафо, Фрагменты, 50).

Он стал, как отмечено у Аполлония Родосского, прекрасным своенравным и жестокосердным мальчиком, полным хитрости и лукавства, жестоким мучителем богов и людей. Он повсюду летает на своих золотых крыльях, бездумно пуская стрелы, возбуждающие любовь не только между мужчиной и женщиной, но и однополую. Эрот господствует как над внешней природой, так и над нравственным миром людей и богов, управляя их сердцем и волей. По отношению к явлениям природы он является благодетельным богом весны, оплодотворяющим землю и вызывающим к бытию новую жизнь. Его представляли красивым мальчиком, с крыльями, в более древнее время – с цветком и лирой, позднее – со стрелами любви или пылающим факелом.


Диана и Купидон, Помпео Батони, 1761 год

Художественное развитие тип Эрота получил под резцом ваятелей младшей аттической школы – Скопаса, Праксителя и Лисиппа. Скопасу принадлежала статуя Эрота, находившаяся в Мегарах; Пракситель изваял Эрота для мизийского города Пария при Геллеспонте и – шедевр греческой скульптуры – для Феспий, где находилась также статуя Эрота работы Лисиппа. Культ Эрота существовал в Парии и главным образом в Феспиях, где первоначально грубый камень служил изображением бога. В Феспиях через каждые четыре года устраивались в честь Эрота празднества – Эротидии, сопровождавшиеся гимнастическими и музыкальными состязаниями. Кроме того, Эрот, как бог любви и дружбы, соединявший юношей и мужчин, пользовался почитанием в гимназиях, где его статуи ставились рядом с изображениями Гермеса и Геракла (Павсаний, IX 27, 1-3).

Спартанцы и критяне обыкновенно перед битвой приносили Эроту жертву; лучший фиванский отряд воинов имел в Эроте своего покровителя и вдохновителя; самийцы посвятили Эроту гимназий и праздновали в честь его свои элевтерии. Взаимная любовь юности нашла себе символическое изображение в группе Эрота и Антэрота, находившейся в элейской гимназии: рельеф с этой группой изображала Эрота и Антэрота, оспаривающими пальму победы друг у друга. Эрот служил одним из любимых сюжетов для философов, поэтов и художников, являясь для них вечно живым образом как серьезной мироуправляющей силы, так и личного сердечного чувства, порабощающего богов и людей.

Позднейшему времени принадлежит возникновение симбиоза Эрота и Психеи (Любви и плененной ею Души) и развившейся из этого представления известной народной сказки. Похожее символическо-аллегорическое изображение Эрота дается Апулеем в его сочинении "Метаморфозы". Оригинальный миф об Эроте не божестве, а демоне, спутнике Афродиты, выражающем вечное стремление к прекрасному, дается Платоном. У него Эрот является сыном Бедности и Богатства, зачатым в день рождения Афродиты и получившим в наследство от родителей жажду обладания, тягу к странствиям, стойкость и отвагу. В италийской мифологии Эроту соответствуют римские боги Амур и Купидон.

В греческой мифологии, Эрос, был исконным богом вожделения, любви, и общения; ему также поклонялись как божеству изобилия. В некоторых мифах он был сыном богини Афродиты. Как Дионис, он иногда упоминался как Eleutherios, освободитель. Его римским эквивалентом был Купидон, желание. также известный как Амур, любовь.

Согласно традиции, Эрос был преимущественно патроном мужской любви, в то время как Афродита управляла любовью между мужчинами и женщинами. Его статуя могла быть найдена в палестрах или в школах борьбы, одном из основных мест встречи мужчин, чтобы связаться с их возлюбленными, и именно ему Спартанцы приносили жертвоприношения перед сражением. Мелеагер делает запись об этой роли в стихотворении, сохраненном в греческой Антологии: кипрская королева, женщина, швыряет огонь, который разжигает страсть у мужчин к женщинам; но сам Эрос колеблет страсть к мужчинам.

Всюду по традициям греков есть две стороны к концепции Эроса: в первой он - первобытное божество, которое воплощает не только силу эротической любви, но также и творческое побуждение природы, родившегося первым Света, который ответственен за то, чтобы возникать и порядок всех вещей в космосе. В Теогонии Гесиод, в самом известном греческом мифе о создании, Эрос возникал от исконного Хаоса вместе с Геей, Землей, и Тартаром, подземным миром; согласно пьесе Аристофана Птицы, он рождается из яйца, положенного ночью Темнотой. В других мифах и источниках ему поклонялись как протогену первенцу.

Поочередно, позже в древние времена, Эрос был сыном Афродиты и Аресаили Поруса и Пении, или иногда Айрис и Зефира; этот Эрос был компаньоном Афродиты, используя исконную силу любви и направляя ее на смертных. В некоторых мифах он изображается как являющийся игривым, часто доставляющим неприятность богам и смертным; в других источниках, он использует власть, которой он владеет, иногда отказываясь от просьб своей матери и других богов, чтобы вмешаться в ход жизней некоторых смертных. В некоторых версиях у него были братья по имени Антерос (Anteros), воплощение вознагражденной любви, и Гимерий (Himerus).

В искусстве Эрос обычно изображался как нагой крылатый мальчик или младенец (хотя это связано больше с Купидоном от римской религии; у греков он изображался молодым человеком или подростком), с его луком и стрелами в руке. У него было два вида стрел: каждая была золотой с перьями голубя, которые вызывали мгновенную любовь; другие были с перьями совы, которые вызвали безразличие. Поэт Сапфо (Sappho) описал его как сладостно-горький и жестокий к своим жертвам; он был также недобросовестным, вредным и харизматическим. В его древней идентификации с протогеном и фанесом он был представлен как бык, змея, лев, и с головами быков. Его иногда показывают слепым или ослепленным.

Культ Эроса был необычно в ранней Греции, но, в конечном счете, стал широко распространенным. В современные времена Эроса соблюдают в День Эроса, праздник, который празднует любовь и человеческую сексуальность 22 января, день, когда астероид 433 Эрос является самым близким к Земле.

Источники: www.filmivip.ru, films.imhonet.ru, pagandom.ru, forum.oculus.ru, www.gervic.ru

Сварожичи

Мантикора – крылатый лев с лицом человека

Мифические народы

Купец Садко

Петр Яковлевич Чаадаев

Чаадаев Петр Яковлевич, российский мыслитель и публицист. Участвовал в Отечественной войне 1812, в 1821 принят в Северное общество декабристов, в...

Метод превращения женщины - до и после

Многие салоны красоты, модные журналы, телевизионные каналы взяли на вооружение идею превращения «до и после» - толстушки в стройную...

Пленочный теплый пол

Человек всегда и во всем старается стремиться к максимально возможному комфорту и уюту. Именно благодаря этой особенности была придумана...

Температура в космическом пространстве

К космическому пространству неприменимо понятие температуры в нашем обычном понимании; там ее просто нет. Здесь имеется в виду термодинамическое ее...

Низкокалорийная диета

Родиной данного вида диеты является Германия. Основной принцип заключается в том, что необходимо в течение недели употреблять в пищу только...

Архитектура в Романском стиле

Художественный стиль, господствовавший в Европе в X-XII веках, один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Наиболее полно...

Цитата сообщения Alexandra-Victoria

Бог Любви - Эрот (Амур, Купидон)... Рене Менар "Мифы древней Греции в искусстве" (часть-1)

"Люблю", - сказал я не любя - Вдруг прилетел Амур крылатый И руку взявши, как вожатый, Меня повлек вослед тебя...

В мир пришла Любовь...

Рождение бога Эрота (Купидона)

Наведите курсор, чтобы увидеть название



Чуть более двух тысячелетий назад римский поэт Публий Овидий Назон так описал триумф Амура:

О, почему мне постель такою кажется жесткой,
И покрывало мое плохо лежит на софе?
И почему столь долгую ночь провел я бессонно,
И, беспокойно вертясь, тело устало, болит?
Я бы почувствовал, думаю, будь я терзаем Амуром,
Или подкрался хитрец, скрытым искусством вредит?
Да, это так. Уже в сердце сидят тонкоострые стрелы;
Душу мою покорив, лютый терзает Амур...
Да, признаю, Купидон, я твоей стал новой добычей,
Я побежден и себя власти твоей предаю.
Битва совсем не нужна. Милосердия, мира прошу я.
Нечем хвалиться тебе; я, безоружный, разбит...
Свежий улов твой — я, получивши недавнюю рану,
В пленной душе понесу груз непривычных оков
Ум здравый сзади с руками в цепях поведут за тобою,
Стыд, да и все, что вредить станет могучей Любви...
Спутники будут твои Безумие, Ласки и Страсти;
Будут упорно толпой все за тобою ходить.
Этим-то войском людей и богов постоянно смиряешь,
Этой поддержки лишась, станешь бессилен и наг...




Культ Эрота, бога любви, существовал уже в глубокой древности у греков. Эрота считали одним из старейших богов. Бог Эрот (в римской мифологии — бог Купидон) олицетворяет ту могущественную силу, которая влечет одно живое существо к другому и благодаря которой рождается все живущее и продолжается род человеческий.


Эрот не только бог любви между различными полами, но Эрот и бог дружбы между мужчинами и юношами. Во многих греческих мужских гимнасиях (школах борцов) изображение бога Эрота (Купидона) стояло рядом со статуями бога Гермеса (Меркурия) и полубога Геракла (Геркулеса).




Амур, стреляющий из лука, 1761, Санкт-Петербург, Павловский Дворец (Шарль-Андре ван Лоо)

Существовало множество вариантов происхождения Эроса:

У Гесиода — одна из четырёх первых космогонических потенций(по А. Ф. Лосеву наряду с Хаосом, Геей и Тартаром: «между вечными всеми богами прекраснейший — Эрот. Сладкоистомный, у всех он богов и людей земнородную душу в груди покоряет и всех рассужденья лишает» («Теогония», 120—122)(в переводе В. В. Вересаева).
По Алкею, сын Зефира и Ириды.
По Сапфо, сын Афродиты и Урана.
По Симониду, сын Ареса и Афродиты.
По Акусилаю, Эрос, Эфир и Метида — дети Эреба и Нюкты, в свою очередь происшедших от Хаоса.

По орфической космогонии, родился из яйца, снесённого Ночью или сотворённого Хроносом. Именуется великим даймоном.
Вслед за орфиками пифагорейцы считали, что душа каждого человека двупола и в ней есть мужская и женская половины, которые зовутся Эросом и Психеей.
По Ферекиду, «Зевс, намереваясь быть демиургом, превратился в Эроса: создав космос из противоположностей, он привёл его к согласию и любви и посеял во всем тождественность и единение, пронизывающее универсум.
По Пармениду — создание Афродиты, в своей космогонии он пишет, что она сотворила его «первым из всех богов».


Портрет И.Я. Якимова - незаконного сына Н.П. Шереметьева в костюме Амура. ГРМ 1790

По Еврипиду, сын Зевса, или Зевса и Афродиты.
По Павсанию, сын Илифии.
У Платона — сын Пороса-богатства и Пении-бедности («Пир» 203b, далее - по Диотиме), почему его двойственная природа предназначает его - быть медиумом, посредником для людей в стремлении к благу и для богов в нисхождении к людям.
Сын Хаоса.
По некоей версии, сын Геи.
Отцом его называли также Кроноса, Орфея и др.
По Эврею,сын Гефеста и Афродиты.
Согласно речи Котты, их было три:

Сын Гермеса и первой Артемиды.
Сын Гермеса и второй Афродиты.
Сын Ареса и третьей Афродиты, он же Антэрос.
Согласно Нонну, родился у города Берои

Согласно мифам древней Греции, происхождение бога Эрота неизвестно, и никто не знает, кто его отец, но позднеантичные поэты и художники стали признавать богиню Афродиту (Венеру) и бога Ареса (Марса) за родителей бога Эрота.







Рождение бога Эрота-Купидона

Рождение бога Эрота-Купидона [в русской традиции этот античный бог называется также Амур] послужило сюжетом для многих картин. Из них одной из лучших считается картина Лезюэра, изображающая богиню Венеру, окруженную тремя Грациями. Одна из Граций подает Венере прелестного ребенка — бога Купидона.



Бог Эрот всегда изображался под видом мальчика, едва достигшего юношеского возраста. Богиня Афродита (Венера), видя, что ее сын почти не растет, спросила у богини Фетиды, какая тому причина. Фетида ответила, что ребенок Эрот вырастет, когда у него будет товарищ, который будет его любить.


Эрос и Антерос



Эрос и Антерос

Афродита тогда дала Эроту в товарищи Антэрота (в переводе с древнегреческого языка — «разделенная, взаимная любовь»).
Антерос (Антерот, Антэрот, др.-греч. Ἀντέρως) — бог взаимной («ответной») любви, а также бог, мстящий тем, кто не отвечает взаимностью на любовь или насмехается над теми, кто испытывает чувства.


По верованиям древних греков, сперва был тёмный Хаос, затем одновременно из Хаоса возникли Хронос (Кронос — Время), страстный Эрос (Эрот — Любовь) и хладнокровный, рациональный Антерос (Антерот — Отрицание любви). Иногда Эрос и Антерос считаются близнецами-братьями и их одновременное рождение в Древней Греции почиталось чуть ли не священным.



Самым страшным проклятием в Древней Греции считалась ненависть, порождённая любовью. Именно такой ненависти и покровительствовал Антерос. Он порождал страстное желание разрушить объект любви. Люди, неспособные любить, считались одержимыми Антеросом. Бог Аполлон вечно высмеивал Эроса, за это любимые им женщины были одержимы Антеросом (нимфа Дафна, Кассандра).

В романе Ефремова «Таис Афинская» есть эпизод, в котором Таис испытывает ужас при виде алтаря Антероса, считая его богом анти-любви.

Когда они вместе — бог Эрот растет, но вновь становится маленьким, лишь только Антэрот покидает его. Смысл этой античной аллегории заключается в том, что любовь или дружба должны быть разделяемы другим человеком, для того чтобы расти и развиваться.


Эростазия. Афродита и Гермес взвешивают Любовь (Эрос и Антерос)

Воспитание Эрота

Воспитание бога Эрота богиней Афродитой (Венерой) очень часто в античности изображалось на камеях и гравированных камнях. Мать Афродита играет с Эротом, отнимает у него лук или стрелы, дразнит Эрота и резвится с ним. Но шаловливый ребенок Эрот не остается в долгу у матери, и богиня Афродита не раз испытывает на себе действие стрел бога Эрота.




Обучение Амура


Обучение Амура


Обучение Амура

Эрот, по античной мифологии, является цивилизатором, сумевшим смягчить грубость первобытных нравов. Античное искусство воспользовалось этой идеей и, желая выказать непреодолимую силу бога Эрота (Купидона), стало изображать Эрота укротителем диких и свирепых зверей.

На многих камеях и гравированных камнях античности бог Эрот изображен верхом на льве, которого он укротил и превратил в ручного зверя. Часто изображается Эрот на колеснице, в которую впряжены дикие звери.



Бог Эрот (Купидон) страшен не только людям, но и богам. Зевс (Юпитер), предвидя уже перед самым рождением Эрота все беды, которые он натворит, приказал богине Афродите (Венере) умертвить Эрота, но Афродита спрятала сына в лесу, где дикие звери вскормили его.

Античные поэты и писатели постоянно твердят о жестокости бога Эрота, о том, что Эрот не знает жалости, что Эрот наносит неизлечимые раны, заставляет людей совершать самые безрассудные поступки и доводит до преступления.




Время отсечения крыльев у Купидона

У древнегреческого поэта Анакреона есть несколько прелестных стихотворений на эту тему. Вот одно из них:

«Посреди ночи, в тот час, когда все смертные спят крепким сном, является бог Эрот и стучит в мою дверь. “Кто там стучит? — восклицаю я. — Кто прерывает мои сны, полные очарования?” — “Отвори! — отвечает мне бог Эрот. — Не бойся, я мал, я весь промок от дождя, луна куда-то скрылась, и я потерял дорогу в ночной темноте”. Услышав слова Эрота, мне становится жалко бедняги, я зажигаю мой светильник, открываю дверь и вижу перед собою дитя; у него крылья, лук, колчан и стрелы; я подвожу его к моему очагу, согреваю его холодные пальчики в своих руках, вытираю его мокрые волосы. Но едва успел бог Эрот немного оправиться, как берется за лук и стрелы. “Я хочу, — говорит Эрот, — посмотреть, не отсырела ли тетива”. Бог Эрот натягивает ее, пронзает мне сердце стрелой и говорит мне, заливаясь звонким смехом: “Мой гостеприимный хозяин, радуйся; мой лук совершенно здоров, но зато сердце твое больное”».

Тип и отличительные признаки бога Эрота

В искусстве у бога Эрота два совсем различных типа: Эрот изображается то под видом прелестного крылатого ребенка, играющего с матерью, то под видом юноши.

В музее Пио-Клементинском находится прекрасный тип Эрота-юноши. К сожалению, сохранились только голова и плечи.

Древнегреческий скульптор Пракситель первый дал идеальный тип бога Эрота, послуживший прототипом для всех последующих статуй этого бога.

Пракситель был большим поклонником прекрасной гетеры Фрины, которая просила Праксителя подарить ей самое лучшее из его произведений. Пракситель согласился исполнить просьбу гетеры Фрины, но все не мог решиться указать, которую из своих статуй он считает лучшей. Тогда гетера Фрина прибегла к следующей хитрости. Фрина велела одному из ее рабов прийти сказать Праксителю, что его мастерская объята пламенем; встревоженный художник кинулся к двери, крича, что все плоды его долголетних трудов пропали, если пламя не пощадит его двух статуй — Сатира и бога Эрота. Гетера Фрина успокоила Праксителя, сказав, что это было только испытание и что теперь она знает, какие произведения Пракситель считает лучшими. Фрина выбрала себе статую Эрота.


Кауфман Ангелика, Пракситель дарит. Фрине статую Эрота


Статуи Афродиты Книдской (копии), запечатлевшие образ гетеры Фрины - музы скульптора Праксителя

Гетера Фрина принесла в дар статую бога Эрота работы Праксителя родному своему городу Феспии, только что опустошенному Александром Македонским. Статую Эрота поставили в храм, посвященный богу любви, и туда стали приезжать из разных стран только для того, чтобы любоваться этим великим произведением искусства. «Феспия, — говорит по этому поводу Цицерон, — превращена теперь Александром в ничто, но в ней появился бог Купидон Праксителя, и нет путешественника, который не завернул бы в этот город, чтобы посмотреть на эту прекрасную статую».


"Эрот, натягивающий лук" Мрамор. Римская работа II в. н. э. по греческому оригиналу (Эрмитаж)

Римский император Калигула перенес статую Эрота Праксителя в Рим, а император Клавдий возвратил ее феспийцам, император Нерон ее вновь отнял, и она погибла при пожаре, уничтожившем большую часть Рима.

Знаменитый греческий скульптор Лисипп изваял также статую бога Эрота. Статуя Эрота работы Лисиппа была помещена в том же храме, где находилось произведение Праксителя.

В храме богини Афродиты в Афинах находилась знаменитая картина Зевксида, изображавшая бога любви Эрота, увенчанного розами.

До римского владычества бога Эрота продолжали изображать юношей, статным и изящным по формам. Только в эту эпоху является бог Эрот на памятниках античного искусства в виде крылатого и здорового ребенка. Отличительные признаки Эрота-ребенка — крылья, лук, колчан со стрелами.


Attributed to Michelangelo Maestri (Italian, d. 1812) аукцион christies

Новейшее искусство очень часто изображало бога Амура. В одной из комнат Ватикана Рафаэль написал Амура на колеснице, везомой бабочками и лебедями. Почти во всех музеях находятся картины Рафаэля с изображением маленького бога любви и богини Венеры.


Купидон крадет мед. Альбрехт Дюрер, 1514 г. Бог Купидон бежит от роя пчел к своей матери - богине Венере.

Корреджо и Тициан писали бога Купидона в различных позах и видах, но никто так часто не изображал бога любви, как Рубенс: почти во всех картинных галереях можно встретить его толстеньких, румяных и веселых Купидонов.

Во французской школе Пуссен, Лезюэр, а в особенности Буше, являются художниками — специалистами Амуров, прелестных и веселых, но ничем не напоминающих идеального типа Праксителя.



Hans Zatzka

Художник Виен написал интересную картину, сюжет которой заимствовал с античной картины, — называется она «Торговка Амурами».

Прюдон оставил также много картин, сюжетами для которых послужили различные похождения бога Амура. Этот божок часто наудачу, подобно слепцу, не видящему цели, пускает свои стрелы, и вот почему поэты называют любовь слепою. Корреджо и Тициан, желая олицетворить эту идею, изобразили богиню Венеру, надевающую повязку на глаза своему сыну.

Мультфильм для взрослых, в основе которого лежит вариант древнегреческого мифа от Симонида о рождении бога Любви от Афодиты и Ареса. Несмотря на сопротивление богов-олимпийцев, в мир пришла Любовь. Эроту суждено преобразить мир, придать взаимоотношениям людей новый смысл и значение.

Венера и Амур

Современное слово «эротика» происходит от имени Эроса – греческого бога любви, в лице которого древние греки поклонялись культу плодородия. Божеству, которое сегодня ассоциируется с весьма недвусмысленным чувством – в древности приписывались понятия также любви духовной, направленной на исцеление, свободу, красоту, а также любви к людям и друг к другу.

Именно древние римляне – виновники того образа Эроса, который популярен сегодня. Они превратили сексуального мужчину Эроса в пухленького херувимчика Амура. Как правило, Амур изображался с завязанными глазами, ведь любовь слепа – далеко не всегда стрелы, которыми он пронзает сердца, попадают в намеченную цель. В преддверии Дня Святого Валентина Амура часто изображают в виде Купидона – бога чистой любви.

Внешность: В ранних изображениях Эрос предстает в виде крылатого мужчины с великолепным торсом и прекрасной внешностью. В более поздних описаниях он уже упоминается, как миленьких пухленький мальчик с крыльями.

Символы и атрибуты: Эроса (Амура, Купидона) иногда изображают верхом на дельфине или льве, но обязательно с колчаном, луком и стрелами. Он всегда на охоте и всегда готов пронзить сердце жертвы чувством безумной любви.

Сила : Сила Эроса состоит в любовном притяжении, обеспечивающем продолжение жизни на земле.

Слабость: Бог любви всегда остается ребенком, посылая свои золотые разящие стрелы своевольно, не считаясь с доводами рассудка.

Родители: Существует множество мифов и легенд о происхождении Эроса. В римской мифологии он наиболее часто упоминается, как сын Марса и Венеры. Некоторые легенды утверждают, что его родителями были Ирис – хранительница радуги и Зефир – бог северного ветра. В финикийских преданиях он – сын Хроноса и Аштарты. По наиболее распространенной версии в греческой мифологии матерью Эроса является прекрасная – богиня любви, а отцом Арес – бог войны.

Но существует и более древняя версия. Согласно наиболее древним легендам этот бог появился на свет задолго до рождения Ареса и Афродиты. Он – дитя Хаоса, вылупившееся из яйца ночи. Он сам и есть творец древних богов и крылатых существ.

Жена: Красавица Психея подверглась многочисленным испытаниям прежде, чем обрела бессмертие и заняла место среди богов в качестве жены Эроса. Афродита, позавидовав ее внешности, всячески препятствовала браку. В итоге, напоровшись на собственные стрелы, Эрос влюбляется в Психею и все заканчивается хеппи ендом.

Дети: По одной из версий у Эроса и Психеи родилась дочь – богиня удовольствия и блаженства – прекрасная Волупта. Если же вспомнить о более древних легендах, то Эрос – творец куда большего количества крылатых созданий и древних богов.

Основные мифы: В мифах VI века до н.э. Эрос – смелый, крылатый стрелок, владеющий ключами от неба, моря, земли и царства мертвых.

У Платона Эрос – это не божество, а, скорее, демон – вечный спутник Афродиты, он – сын Бедности и Богатства, зачатый в день рожденья Афродиты и получивший в наследство от родителей жажду обладания, стойкость, отвагу и… бездомность.

Интересные факты: У греков и поныне Эрос является одним из самых любимых божественных персонажей. Его изображениями украшают вазы, сосуды и фляги с драгоценным оливковым маслом.

Эроса почитали не только, как бога любви, но и как божество, олицетворяющее жизнь после смерти. Раньше его изображениями украшали гробницы. Впрочем, и сейчас на современных греческих кладбищах можно встретить склепы с традиционным изображением улетающего Эроса и цепляющейся за него, умирающей от горя Психеи.

Рождение бога Эрота (Купидона). - Воспитание Эрота. - Тип и отличительные признаки бога Эрота. - Миф о красоте Психеи и ревности богини Венеры. - Психея, похищенная Зефиром. - Амур и Психея: капля масла. - Ящик Персефоны и свадьба Амура и Психеи. - Миф об Амуре и Психее - миф о человеческой душе.

Рождение бога Эрота (Купидона)

Культ Эрота, бога любви, существовал уже в глубокой древности у греков. Эрота считали одним из старейших богов. Бог Эрот (в римской мифологии - бог Купидон ) олицетворяет ту могущественную силу, которая влечет одно живое существо к другому и благодаря которой рождается все живущее и продолжается род человеческий.

Эрот не только бог любви между различными полами, но Эрот и бог дружбы между мужчинами и юношами. Во многих греческих мужских гимнасиях (школах борцов) изображение бога Эрота (Купидона) стояло рядом со статуями бога Гермеса (Меркурия) и полубога Геракла (Геркулеса).

Согласно мифам древней Греции, происхождение бога Эрота неизвестно, и никто не знает, кто его отец, но позднеантичные поэты и художники стали признавать богиню Афродиту (Венеру) и бога Ареса (Марса) за родителей бога Эрота.

Рождение бога Эрота-Купидона [в русской традиции этот античный бог называется также Амур ] послужило сюжетом для многих картин. Из них одной из лучших считается картина Лезюэра, изображающая богиню Венеру, окруженную тремя Грациями . Одна из Граций подает Венере прелестного ребенка - бога Купидона.

Бог Эрот всегда изображался под видом мальчика, едва достигшего юношеского возраста. Богиня Афродита (Венера), видя, что ее сын почти не растет, спросила у богини Фетиды, какая тому причина. Фетида ответила, что ребенок Эрот вырастет, когда у него будет товарищ, который будет его любить. Афродита тогда дала Эроту в товарищи Антэрота (в переводе с древнегреческого языка - «разделенная, взаимная любовь»). Когда они вместе - бог Эрот растет, но вновь становится маленьким, лишь только Антэрот покидает его. Смысл этой античной аллегории заключается в том, что любовь или дружба должны быть разделяемы другим человеком, для того чтобы расти и развиваться.

Воспитание Эрота

Воспитание бога Эрота богиней Афродитой (Венерой) очень часто в античности изображалось на камеях и гравированных камнях. Мать Афродита играет с Эротом, отнимает у него лук или стрелы, дразнит Эрота и резвится с ним. Но шаловливый ребенок Эрот не остается в долгу у матери, и богиня Афродита не раз испытывает на себе действие стрел бога Эрота.

Эрот, по античной мифологии, является цивилизатором, сумевшим смягчить грубость первобытных нравов. Античное искусство воспользовалось этой идеей и, желая выказать непреодолимую силу бога Эрота (Купидона), стало изображать Эрота укротителем диких и свирепых зверей.

На многих камеях и гравированных камнях античности бог Эрот изображен верхом на льве, которого он укротил и превратил в ручного зверя. Часто изображается Эрот на колеснице, в которую впряжены дикие звери.

Бог Эрот (Купидон) страшен не только людям, но и богам. Зевс (Юпитер), предвидя уже перед самым рождением Эрота все беды, которые он натворит, приказал богине Афродите (Венере) умертвить Эрота, но Афродита спрятала сына в лесу, где дикие звери вскормили его.

Античные поэты и писатели постоянно твердят о жестокости бога Эрота, о том, что Эрот не знает жалости, что Эрот наносит неизлечимые раны, заставляет людей совершать самые безрассудные поступки и доводит до преступления.

У древнегреческого поэта Анакреона есть несколько прелестных стихотворений на эту тему. Вот одно из них: «Посреди ночи, в тот час, когда все смертные спят крепким сном, является бог Эрот и стучит в мою дверь. “Кто там стучит? - восклицаю я. - Кто прерывает мои сны, полные очарования?” - “Отвори! - отвечает мне бог Эрот. - Не бойся, я мал, я весь промок от дождя, луна куда-то скрылась, и я потерял дорогу в ночной темноте”. Услышав слова Эрота, мне становится жалко бедняги, я зажигаю мой светильник, открываю дверь и вижу перед собою дитя; у него крылья, лук, колчан и стрелы; я подвожу его к моему очагу, согреваю его холодные пальчики в своих руках, вытираю его мокрые волосы. Но едва успел бог Эрот немного оправиться, как берется за лук и стрелы. “Я хочу, - говорит Эрот, - посмотреть, не отсырела ли тетива”. Бог Эрот натягивает ее, пронзает мне сердце стрелой и говорит мне, заливаясь звонким смехом: “Мой гостеприимный хозяин, радуйся; мой лук совершенно здоров, но зато сердце твое больное”».

Тип и отличительные признаки бога Эрота

В искусстве у бога Эрота два совсем различных типа: Эрот изображается то под видом прелестного крылатого ребенка, играющего с матерью, то под видом юноши.

В музее Пио-Клементинском находится прекрасный тип Эрота-юноши. К сожалению, сохранились только голова и плечи.

Древнегреческий скульптор Пракситель первый дал идеальный тип бога Эрота, послуживший прототипом для всех последующих статуй этого бога.

Пракситель был большим поклонником прекрасной гетеры Фрины, которая просила Праксителя подарить ей самое лучшее из его произведений. Пракситель согласился исполнить просьбу гетеры Фрины, но все не мог решиться указать, которую из своих статуй он считает лучшей. Тогда гетера Фрина прибегла к следующей хитрости. Фрина велела одному из ее рабов прийти сказать Праксителю, что его мастерская объята пламенем; встревоженный художник кинулся к двери, крича, что все плоды его долголетних трудов пропали, если пламя не пощадит его двух статуй - Сатира и бога Эрота. Гетера Фрина успокоила Праксителя, сказав, что это было только испытание и что теперь она знает, какие произведения Пракситель считает лучшими. Фрина выбрала себе статую Эрота.

Гетера Фрина принесла в дар статую бога Эрота работы Праксителя родному своему городу Феспии, только что опустошенному Александром Македонским. Статую Эрота поставили в храм, посвященный богу любви, и туда стали приезжать из разных стран только для того, чтобы любоваться этим великим произведением искусства. «Феспия, - говорит по этому поводу Цицерон, - превращена теперь Александром в ничто, но в ней появился бог Купидон Праксителя, и нет путешественника, который не завернул бы в этот город, чтобы посмотреть на эту прекрасную статую».

Римский император Калигула перенес статую Эрота Праксителя в Рим, а император Клавдий возвратил ее феспийцам, император Нерон ее вновь отнял, и она погибла при пожаре, уничтожившем большую часть Рима.

Знаменитый греческий скульптор Лисипп изваял также статую бога Эрота. Статуя Эрота работы Лисиппа была помещена в том же храме, где находилось произведение Праксителя.

В храме богини Афродиты в Афинах находилась знаменитая картина Зевксида, изображавшая бога любви Эрота, увенчанного розами.

До римского владычества бога Эрота продолжали изображать юношей, статным и изящным по формам. Только в эту эпоху является бог Эрот на памятниках античного искусства в виде крылатого и здорового ребенка. Отличительные признаки Эрота-ребенка - крылья, лук, колчан со стрелами.

Новейшее искусство очень часто изображало бога Амура. В одной из комнат Ватикана Рафаэль написал Амура на колеснице, везомой бабочками и лебедями. Почти во всех музеях находятся картины Рафаэля с изображением маленького бога любви и богини Венеры.

Корреджо и Тициан писали бога Купидона в различных позах и видах, но никто так часто не изображал бога любви, как Рубенс: почти во всех картинных галереях можно встретить его толстеньких, румяных и веселых Купидонов.

Во французской школе Пуссен, Лезюэр, а в особенности Буше, являются художниками - специалистами Амуров, прелестных и веселых, но ничем не напоминающих идеального типа Праксителя.

Художник Виен написал интересную картину, сюжет которой заимствовал с античной картины, - называется она «Торговка Амурами».

Прюдон оставил также много картин, сюжетами для которых послужили различные похождения бога Амура. Этот божок часто наудачу, подобно слепцу, не видящему цели, пускает свои стрелы, и вот почему поэты называют любовь слепою. Корреджо и Тициан, желая олицетворить эту идею, изобразили богиню Венеру, надевающую повязку на глаза своему сыну.

Миф о красоте Психеи и ревности богини Венеры

В позднейшие времена античности бога Эрота (Купидона) соединяли с Психеей, олицетворяющей человеческую душу и изображавшейся под видом прелестной нежной девушки с крыльями бабочки. [В русской традиции передачи имен античной мифологии бога Эрота (Купидона) в сюжетах, связанных с Психеей, устойчиво называют Амур , а всю совокупность таких мифологических сюжетов - миф об Амуре и Психее или сказка об Амуре и Психее .]

Латинский писатель Апулей в своем романе «Метаморфозы, или Золотой осел» соединил разнообразные элементы мифа об Амуре и Психее в одно поэтическое целое.

По словам Апулея, у одного царя было три дочери, все красивые, но если для описания двух старших можно было подобрать на человеческом языке подходящие выражения и похвалы, то для младшей по имени Психея этого было недостаточно. Красота Психеи была так совершенна, что не поддавалась никакому описанию простого смертного.

Жители страны и чужестранцы являлись целыми толпами, привлеченные слухами об ее красоте, и, увидав Психею, они преклоняли колени перед ней и воздавали ей такие почести, как будто перед ними была сама богиня Венера.

Наконец, распространился слух, что Психея - это сама богиня Венера, сошедшая на землю с вершин Олимпа. Никто не стал больше ездить в Книд, никто не посещал островов Кипра и Киферы, храмы богини Венеры оставались пустыми, на алтарях не приносили больше жертв. Только когда появлялась Психея, народ принимал ее за Венеру, преклонялся перед Психеей, осыпал Психею цветами, возносил к Психее свои мольбы и приносил Психее жертвы.

Это благоговение перед красотой, так соответствовавшее духу греческого народа, прекрасно выражено в одной из обширных композиций Рафаэля на мифологическую тему об Амуре и Психее.

Возмущенная богиня Венера, мучимая завистью к своей счастливой сопернице, решила наказать Психню. Венера призвала сына - Амура (Эрота, Купидона), крылатого бога любви, и поручила Амуру отомстить за нее той, которая осмелилась оспаривать у нее первенство красоты. Богиня Венера просила Амура внушить Психее любовь к человеку, недостойному Психеи, к самому последнему из смертных.

Психея, похищенная Зефиром

Античные мифы в русской поэзии: знаменитое стихотворение О.Э. Мандельштама «Когда Психея-жизнь спускается к теням …» (1920, 1937 гг.). О Психее как символе души человека см.: .

Осип Мандельштам

Когда Психея-жизнь спускается к теням

В полупрозрачный лес, вослед за Персефоной,

Слепая ласточка бросается к ногам

С стигийской нежностью и веткою зеленой.

Навстречу беженке спешит толпа теней,

Товарку новую встречая причитаньем,

И руки слабые ломают перед ней

С недоумением и робким упованьем.

Кто держит зеркальце, кто баночку духов, -

Душа ведь женщина, ей нравятся безделки,

Сухие жалобы кропят, как дождик мелкий.

И в нежной сутолке, не зная, как ей быть,

Душа не узнает ни веса, ни объема,

Дохнет на зеркало, - и медлит уплатить

Лепешку медную хозяину парома.

Обе сестры Психеи вышли замуж за царей. Одна только Психея, окруженная толпами поклонников, не находила себе супруга. Отец Психеи, пораженный этим, спросил у оракула бога Аполлона, что тому причиной. В ответ отец Психеи получил приказание оракула выставить дочь на скале, где Психея должна ожидать брачного союза. Оракул Аполлона сообщил, что супругом Психеи будет бессмертный, что у него крылья, как у хищной птицы, и он подобно этой птице жесток и коварен, внушает страх не только людям, но и богам, и покоряет их.

Повинуясь оракулу, отец отвел Психею на скалу и оставил ее там ожидать таинственного супруга. Дрожа от ужаса, красавица Психея заливалась слезами, как вдруг нежный Зефир приподнял Психею и понес на своих крыльях в прекрасную долину, где опустил Психею на мягкую траву.

Миф о похищении Психеи Зефиром послужил сюжетом для многих картин.

Психея увидала себя в прекрасной долине. Прозрачная река омывала берега, покрытые прекрасной растительностью; у самой реки стоял великолепный дворец.

Психея отважилась переступить порог этого чертога; в нем нет и признака живого существа. Психея обходит дворец, и везде все пусто. Только голоса невидимых существ говорят Психее, и - чего бы Психея ни пожелала - все к ее услугам.

И действительно, невидимые руки прислуживают Психее за столом, покрытым яствами и напитками. Невидимые музыканты играют и поют, услаждая слух Психеи.

Так проходит несколько дней; по ночам посещает Психею ее таинственный супруг - Амур. Но Психея Амура не видит и только слышит его нежный голос. Амур просит Психею не стараться узнавать, кто он: лишь только Психея это узнает, наступит конец их блаженству.

В Лувре находится прекрасная картина Жерара «Амур целует Психею».

По временам Психея, вспоминая предсказание оракула Аполлона, с ужасом думает о том, что, несмотря на нежный голос, ее супруг может быть каким- нибудь ужасным страшилищем.

Амур и Психея: капля масла

Сестры, оплакивая печальную судьбу Психеи, искали ее повсюду и, наконец, пришли в ту долину, где Психея живет.

Психея встречает своих сестер и показывает им дворец и все сокровища, заключающиеся в нем. С завистью смотрят сестры Психеи на всю эту роскошь и начинают осыпать Психею вопросами об ее супруге, но Психея должна была признаться, что она его никогда не видала.


Психея показывает свои богатства сестрам. Жан Оноре Фрагонар, 1797 г.

Сестры принимаются убеждать Психею зажечь ночью светильник и посмотреть на супруга, уверяя Психею, что это, наверное, какой-нибудь страшный дракон.

Психея решается последовать советам сестер. Ночью подкрадывается Психея с зажженным светильником в руке к ложу, на котором покоится ничего не подозревающий бог любви Амур. Психея при виде Амура приходит в восторг. Любовь Психеи к Амуру все растет. Психея наклоняется к Амуру, целует его, и горячая капля масла падает со светильника на плечо Амура.

Проснувшись от боли, Амур тотчас же улетает, оставив Психею предаваться своему горю.

Эта мифологическая сцена из сказки об Амуре и Психее очень часто воспроизводится художниками новейшей эпохи. Большой известностью пользуется картина Пико на эту тему.

Психея в отчаянии бежит за Амуром, но напрасно. Психея не может догнать Амура. Он уже на Олимпе, и богиня Венера перевязывает Амуру раненое плечо.

Ящик Персефоны и свадьба Амура и Психеи

Мстительная богиня Венера, желая наказать Психею, ищет ее по всей земле. Наконец находит и заставляет Психею исполнять разные работы. Богиня Венера посылает Психею в царство мертвых к богине Персефоне принести ей от нее ящик с красотой.

Психея отправляется в путь. По дороге Психее попадается старая богиня, которая обладает даром слова. Старая богиня дает советы Психее, как попасть в жилище Плутона. Она также предупреждает Психею не поддаваться больше любопытству, уже раз оказавшемуся столь губительным для нее, и не открывать ящика, который Психея получит от Персефоны.

Психея переправляется через реку мертвых в лодке Харона . Следуя совету старой богини, Психея усмиряет Цербера, дав ему пирог с медом, и получает, наконец, ящик от Персефоны.

Вернувшись на землю, Психея позабывает все советы и, желая воспользоваться красотой для себя, открывает ящик Персефоны. Вместо красоты из него поднимается пар, который усыпляет любопытную Психею. Но Амур успел уже улететь от матери. Амур находит Психею, будит ее стрелой и посылает скорее отнести ящик Персефоны к богине Венере. Сам же Амур отправляется к Юпитеру и умоляет его вступиться перед Венерой за его возлюбленную. Юпитер дарует Психее бессмертие и приглашает богов на свадебный пир.

Прекрасная скульптурная группа Антонио Кановы, находящаяся в Лувре, изображает пробуждение Психеи от поцелуя Амура.

Рафаэль на одном из своих декоративных панно изобразил свадебный пир Психеи и Амура.

Сохранилось много античных камей с изображением Психеи и Амура; эти камеи дарились обыкновенно молодым супругам как свадебные подарки.

От союза Психеи с богом любви Амуром родилась дочь Блаженство (Счастье).

Миф об Амуре и Психее - миф о человеческой душе

Весь миф об Амуре и Психее изображает вечное стремление человеческой души ко всему возвышенному и красоте, дающей человеку высшее счастье и блаженство.

Психея есть символ человеческой души, которая, по мнению греческих философов, до сошествия своего на землю живет в тесном общении с добром и красотой.

Наказанная за свое любопытство (=низменный инстинкт), Психея (=душа человека) бродит по земле, но в ней не заглохли стремления к возвышенному, добру и красоте. Психея повсюду ищет их, исполняет всевозможные работы, проходит через целый ряд испытаний, которые подобно огню очищают Психею (=душу человека). Наконец, Психея (=душа человека) спускается в жилище смерти и, очищенная от зла, обретает бессмертие и вечно живет среди богов, «потому что, - говорит Цицерон, - то, что мы называем жизнью, есть в действительности смерть; наша душа начинает жить только тогда, когда освобождается от бренного тела; только сбросив эти тягостные оковы, обретает душа бессмертие, и мы видим, что бессмертные боги посылают всегда смерть своим любимцам как высшую награду!».

Искусство изображает Психею всегда в виде нежной молодой девы, с крыльями бабочки на плечах. Очень часто на античных камеях подле Психеи лежит зеркало, в котором душа, до своей земной жизни, видит отражение обманчивых, но привлекательных картин этой земной жизни.

Как в античном, так и в новом искусстве существует много художественных произведений, изображающих этот поэтичный и философский миф о Психее.

ЗАУМНИК.РУ, Егор А. Поликарпов — научная редактура, ученая корректура, оформление, подбор иллюстраций, добавления, пояснения, переводы с древнегреческого и латыни; все права сохранены.