» »

Пословица не гордись званием а гордись. Пословицы и поговорки о разуме, учебе и знаниях

09.01.2024

Статья поможет школьникам и их родителям справиться с заданием: Подобрать пословицы о силе разума, знании и об умелых руках . Источники: книга «Энциклопедия народной мудрости» (автор Н. Уваров) и книга «Пословицы русского народа» (автор В. Даль).

1. Пословицы о силе разума,
2. Пословицы о знании,
3. Пословицы об умелых руках.

Пословицы о силе разума

Разум – душе во спасенье, богу на славу.
Разумный видит, что за чем (что к чему) идет.
Кабы мне тот разум наперед, что приходит опосля́.
Денег много, да разума нет.
Умен, да не разумен. Ум без разума – беда.
Ум разумом крепок (красен). Ум за разумом не ходит.
Ум разуму – не укор (не указ). Ум разуму подспорье.
Ум доводит до безумья, разум до раздумья.
Где ума не хватит, спроси разума!
Глупый ищет места, а разумного и в углу видно.
Живи с разумом, так и лека́рок не надо.
В учении не мног, да в разуме тверд.
Доброта без разума пуста. Добра́ и надолба приворотная.
Ум да разум надоумят сразу.

Разум – золота краше, а правда – солнца светлей.
Разум просвещает чувства.
Разум силу набирает.
Разум человека сильнее его кулаков.
Разум шире морей, знание выше гор.
Разум, совесть да честь – лучшее, что у человека есть.
Разумная жена правит мужу чести, а злая – разнесёт худые вести.
Разумный и в пустыне дорогу найдёт, а глупый и по дороге заблудится.
Разумный найдёт, что к чему идёт.
Без разума сила всё равно, что железо гнило.
Ум без разума — беда.
Один разумный согрешит, да многих глупых соблазнит.
Много худа на свете, а нет хуже худого разума.
Птице – крылья, а человеку – разум.
Кто собою не управит, тот и другого на разум не наставит.

Пословицы и поговорки о знании

Дела свидетельствуют об уме человека, слова – о его знаниях.
Дело не в звании, а в знании.
Деньги отдай – уменьшатся, знания отдай – прибавятся.
Звезды явятся – небо украсят, знания появятся – ум украсят.

Из капель – море, из постигнутых знаний – мудрость.
На всякое незнание есть оправдание.
Блаженство тела в здравии, ума – в знании.
Верёвка крепка повивкой, а человек – знанием.
Бывает: мастер по званию, да не мастер по знанию.
Ростом с тебя, а разумом с теля.
Вбитое в голову знание – не мудрость.
Без знаний и на ровном месте спотыкаешься.
Без знаний не строитель, без оружия не воин.
Далёк от знанья тот, кто зазнаётся.
Добрый разум даётся не разом.
Добрый разум наживается не разом.
Без страдания не получишь знания.
Знаем, за что бьём, потому и с победой придём.
Знает кошка немножко.
Знает кошка, чьё мясо съела.
Знает не старый-знает бывалый.
Знает не тот, кто много жил, а тот, кто знание нажил.
Знает сорока, где зиму зимовать.
Знает, откуда ветер дует.
Знает, по чём фунт лиха.
Знаешь – говори, а не знаешь – слушай.
Знай больше, а говори меньше.
Знай кошка свое лукошко.
Знай минутам цену, секундам счёт.
Знайка всё с полуслова понимает, а незнайка всё только рот разевает.
Знайка дорожкой бежит, а незнайка на печи лежит.
Знайка незнайку учит.
Знайку на суд ведут, а незнайка дома сидит.
Знал бы где упасть, так соломки бы подложил.
Знание-венец на голове.
Знание – глаза человека.
Знание – дело наживное.
Знание – лучшее богатство.
Знание – половина ума.
Знание – сила, время – деньги.
Знание – сокровище, которое повсюду следует за тем, кто им владеет.
Знание да сила – врагу могила.
Знание дороже денег, острее сабли, грознее пушки.
Знание и труд новый быт дадут.
Знание и умение – основа рассуждения.
Знание приобретёшь – не пропадёшь.
Знания не даются без старания.
Знать, как «Отче наше».
Знать, как свои пять пальцев.
Знать, по чём фунт лиха.
Знаю, что ничего не знаю.

(из книги «Энциклопедия народной мудрости», автор Н. Уваров)

Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
По выучке мастера знать.
Учись доброму, так худое на ум не пойдет.
Не выучит школа – выучит охота (нужда).
Кто много знает, с того много и спрашивается.
Кто больше знает, тот меньше спит.
Незнайка лежит, а знайка далеко бежит.
Всезнания (Все знать) бог человеку не дал.
Мудрено тому учить, чего сами не знаем (не умеем).
Чему учился, тому и пригодился. Знай больше, а говори меньше!
Кто как знает, так и тачает. Всяк мастер на свой лад.

(из сборника В. Даля «Пословицы русского народа»)

Ученье - свет, а неученье - тьма.
Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
Повторение - мать ученья.
Ум хорошо,а два лучше.
Кулаком победишь одного, а умом-тысячи.
На голове-густо, а в уме-пусто.

(интернет, пословицы на тему «Знание»)

Пословицы про умелые руки

Без труда не вытащишь и рыбку из труда.
Не та рука сильнее, что толще, а та, что знает дело тоньше.
Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.
Руками разгоняй скуку, а мыслями стремись в науку.
Умелые руки не знают скуки.
Умелая рука бьёт наверняка.
Умелые руки – помощники науке.
Умелый пляшет, неумелый плачет.
Умелым и смелым трудности не страшны.
Умение в работе родится.
Умение везде найдёт применение.
Умение и труд вместе идут.
Умение работать дороже золота.
Уменье – половина спасенья.
Уменье да труд к славе ведут.
Рука победит одного, знания поборют тысячи.
Рука согрешит, а голова отвечает.
Рукам – дело, душе – радость.
Рукам – работа, душе – праздник.
Руки занятые – голове делать нечего.
Руки золотые – и на груди звёзды не медные.
Руки золотые да рыло поганое.
Руки золотые, да горло дырявое.
Руки не из того места растут.
Руки приложить и душу положить.
Руки работают, а голова кормит.
Руки сложа не сиди, а в оба гляди.
Руки ценят не по рукам, а по делам.
Руки-то золотые, да горло лужёное.
Руки-то золотые, да горло медное.
Руки-то у него золотые, да ум дурак.

(из книги «Энциклопедия народной мудрости», автор Н. Уваров)

Знания издревле являлись большой ценностью. Ученые, деятели культуры и искусства всегда стремились к получению ответов на интересующие человечество вопросы. Люди, обладающие знаниями, почитались в каждом народе. Во многих культурах сохранились пословицы, которые побуждают учиться, быть любознательными и активными. Мудрые изречения разных стран зачастую перекликаются между собой, имеют один и тот же смысл.

Для чего нужны знания?

Они являются основой для размышлений. Они помогают в быту, на работе и во время отдыха. Как говорил Лев Николаевич Толстой, «знание - это орудие, а не цель». Человек познает окружающий мир не только при помощи опыта, но и благодаря книгам, информации, полученной от других людей. После появления Интернета стало как никогда легко. Главное - выбирать нужную информацию. Пословица про знания - один из главных инструментов обучения.

Максим Горький утверждал, что доказывать человеку необходимость знания - все равно что убеждать его в полезности зрения. Известная русская пословица про знания гласит: «Кто не познал малого, не познает и великого». Важно уметь находить пользу в любом событии, постоянно повышая свою эрудированность.

Пословицы про знания

В русской культуре сложилось особое отношение к знаниям. Народное творчество постоянно призывало людей к накоплению полезного опыта и его передаче будущим поколениям. Как говорится, «кто имеет мало знаний, мало чему может научить». Однако разнообразная информация необходима не только наставникам. Любой человек способен получать пользу от своих действий, если они основываются на знании.

Пословицы про знания (русские):

  • "Каков разум, таковы и речи".
  • "Действие - всегда результат размышления".
  • "Знания - не водица, сама по себе в рот не будет литься".
  • "Делаешь дело без знаний - не жди плодов".
  • "Книга - мост к миру знаний".
  • "Мир освещает солнце, а голову - ум".
  • "Кому дорога не знакома, тот постоянно спотыкается".
  • "Легко забыть то, чего не знаешь".
  • "Где нет знания, там не место смелости".
  • "Рукой можно победить одного, а знаниями - тысячу".
  • "От знаний и жизнь краше".
  • "Нет знаний без стараний".
  • "Знания на плечи не давят".
  • "Кто хочет многое узнать, тому придется мало спать".

Пословица по знания - неотъемлемый элемент не только русского творчества, но и культуры других народов.

Пословицы разных стран

Как говорят англичане, «живи и учись». Также в прослеживаются схожие с русскими выражения про знания:

  • "Нет опаснее знания, чем знание наполовину".
  • "Ни один человек не был рожден обученным".
  • "Королевского пути к учению не существует".
  • "Учиться никогда не поздно".

Японская мудрость утверждает: «Спросить - минутный стыд, а не спросить - стыд на всю жизнь». Также в Стране восходящего солнца знают, что «в науку легких путей не существует». Персидская пословица про знания говорит, что «умом можно добыть и тысячу мечей, а мечом можно достать немногое».

Эрудированность (наличие знаний из разных областей) помогает развивать ум.

Пословицы про умных

Умный любит учиться, а дурак - учить. Это с детства знает каждый русский ребенок. Портрет умного человека характеризуется следующими пословицами:

  • "У умной головы сто рук".
  • "Умный богат и без денег".
  • "Зоркий видит далеко, а умный - дальше".
  • "Не оставляй сыну золота, оставь ума".
  • "У соседа ума не займешь".

Любая пословица про знания призывает человека к развитию любопытства, повышению увлеченности жизнью. Без таких качеств невозможно стать счастливым. Знания являются тем ключом, который способен открыть перед человеком любую дверь.

Собрала в себе множество изречений, которые помогают человеку ориентироваться в бытовых ситуациях и повышать качество своей жизни. Стать счастливым просто - нужно пользоваться умом, данным от природы каждому.

в разделе:

Пословицы о знаниях - это не просто народный фольклор, это способ показать растущему поколению, что без знаний человека можно сравнить с более низкими приматами. Знание - сила, это факт. Но как рассказать об этом детям, не читая им нудные нотации? На помощь придут пословицы о знаниях и учении.

Знание - это цель, к которой всегда стремились лучшие умы человечества. Без знаний невозможно что-либо создать или ответить на многие интересующие вопросы. Именно поэтому получать знания так необходимо с малых лет. Поговорки о знаниях - это великая мудрость народа, который всегда призывал к обучению и получению новых знаний и умений.

Без знаний человек не может в жизни достичь многого. Да и передать свой опыт будущему поколению без знаний нельзя. Недаром говорят "кто имеет мало знаний, мало чему может научить". Именно поэтому пословицы про знания для детей несут народную мудрость в понятном выражении.

Мы собрали довольно много пословиц и поговорок про знания для детей дошкольного и школьного возраста.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым

«Лозовская специальная школа-интернат»

План-конспект самоподготовки в 7 классе

на тему

« Не гордись званием, а гордись знанием»

Воспитатель 7-Б класса

Ядыкин В.В.

с. Ферсманово

2016 г.

План-конспект самоподготовки в 7 классе.

Тема самоподготовки: «Не гордись званием, а гордись знанием».

Цель: продолжать формировать потребность в усвоении новых знаний, способствовать развитию мышления, формировать умения осознанно осваивать и применять знания и навыки по охране и укреплению своего здоровья

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Организация качественного закрепления и повторения системы знаний, полученных на уроках;

Обучение детей работать в коллективе, строго соблюдая режим работы.

Коррекционно-развивающие:

Развитие внимания, памяти, мышления, речи детей, совершенствование в целом всех психических процессов.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитание добросовестного отношения к учебе, сознательной дисциплины, самостоятельного выполнения заданий.

1.Организационный момент

Приветствие, проверка готовности к занятию, актуализация цели самоподготовки.

Здравствуйте, ребята! Прочитайте, пожалуйста, тему нашей сегодняшней самоподготовки. Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? (Ответы детей)

Проверьте у себя на партах наличие всех необходимых принадлежностей, сядьте ровно.

2.Логопедическая разминка.

Цель: преодоление сохраняющихся в речи обучающихся нарушений чтения и письма.

Задачи : уточнение и закрепление грамматических знаний;

Уточнение, расширение, активизация словаря;

Закрепление навыков работы с предложениями и словосочетаниями, совершенствование связной речи.

Итак, наша сегодняшняя логопедическая разминка будет связана с темой самоподготовки. Но прежде чем начать, я бы хотел познакомить вас с отрывком из стихотворения современного российского поэта Янаса Вокрича.


Познать гранит науки - тяжкий труд,
Здесь воли мало, надобно уменье,
И лишь усердный, что запомнил наставленье,
Найдет дорогу из невежественных пут.

Понравился ли вам этот стих, как вы его понимаете?(Ответы детей).

Начнем нашу работу с дыхательных упражнений.

Дыхательное упражнение.

Вдохните, медленно выдохните, затем также медленно сделайте глубокий вдох.

Задержите дыхание на четыре секунды.

Вновь медленно выдохните и медленно сделайте глубокий вдох.

Задержите дыхание на четыре секунды и выдохните.

Повторите эту процедуру шесть раз, и вы убедитесь, что стали спокойнее и невозмутимее.

Упражнение «Задуй свечу».

Сделайте глубокий спокойный вдох, набирая в легкие как можно больше воздуха.

Вытянув губы трубочкой, медленно выдохните, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносите звук «у-у-у».

Повторите упражнение 3-5раз.

А теперь давайте приступим к коррекционной работе по развитию речи.

Использование игровых технологий в коррекционной работе.

I .Игра «Меткий стрелок» - найди окончания данных поговорок и пословиц.

Мир освещается солнцем,… да не мастер по знанию.

Больше узнаешь -… знание - тысячи.

Руки поборют одного,… сильнее станешь.

Бывает: мастер по званию,… а человек - знанием.

Ребята, как вы понимаете данные пословицы?

II . Выпишите однокоренные слова, разберите их по составу.

III . Составьте вопросительные предложения со словами «знание», «признание».

IV . Игра « Из одного- несколько». Словообразование глаголов с помощью приставок

Учить - научить, изучить, выучить, переучить, подучить, доучить, разучить.

Знать – узнать, познать, познавать, признать, обознаться, опознавать.

3. Выполнение домашнего задания.

Актуализация знаний, полученных на уроке.

Давайте вспомним, о чем вы говорили сегодня на уроке русского языка.

- повторение правила.

Переходим к выполнению задания по русскому языку.

- задание по русскому языку (что задано?),

- разбор упражнения,

- выполнение упражнения,

Самостоятельное выполнение домашнего задания (оказывается индивидуальная помощь)

Физкультминутка (проводит ученик).

И сходное п оложение – стойка, ноги на ширине плеч, руки на поясе.

1- наклон вправо;

2- Исходное положение;

3- Наклон влево;

4- И сходное положение.

Дыхательная гимнастика

Надуваем воздушный шарик, затем он у нас лопается (выполняем дыхательное упражнение имитирующее надувание воздушного шарика, шарик лопнул, выполняем выдох с одновременным хлопком в ладоши). Переходим в исходное положение.

Гимнастика для глаз на снятие глазного напряжения.

А теперь начнем выполнение домашнего задания по геометрии.

Актуализации знаний, полученных на уроке.

Читаем и повторяем правило.

    Открыли учебники на странице …

    Разбираем задание.

    Всем все понятно?

    Приступаем к самостоятельной работе.

Проверка выполненных работ.

Взаимопроверка домашнего задания в парах.

Проверка домашнего задания с дифференцированным подходом (сильный проверяет у слабого).

Проверка домашнего задания воспитателем.

Подведение итогов

- Подведем итог нашей работы на самоподготовке.

- Рефлексия. Ребята, что вы скажете о сегодняшней самоподготовке? Что было вам интересно, а что показалось трудным? Что нового вы узнали для себя?

Учеба - это приобретение знаний. В жизни есть много путей, идти по которым без знаний невозможно. Также это получение опыта в процессе жизни. Их получают, изучая что-то по собственному желанию или по стечению обстоятельств. К понятию "учеба" относятся: школа, колледж, институт, работа и вообще вся жизнь. В статье будет приведено несколько поговорок и пословиц про учебу и школу.

Ученье - свет, а неученье - тьма

Смысл в том, что человек развивается, когда учится. в определенных областях, он адаптируется в них. Он становится неуязвимым к трудностям жизни. А тот, кто не учится, деградирует. То есть мир вокруг меняется, а он стоит на месте. К примеру, как остаться в темноте и не знать о происходящем вокруг.

Ученье без уменья - не польза, а беда

Тут говорится об ученьи, которое обязательно надо подкреплять практикой. В некоторых случаях научиться чему-то невозможно без стажировки. Зная работу в теории, но никогда не принимая участия в ней, человек может ошибиться.

Повторение - мать учения

Суть поговорки про учебу заключается в повторении пройденного этапа ради сохранения знаний. Людям постоянно нужно укреплять свои знания за счет повторения. Однажды выученное дело когда-нибудь забудется, если не заниматься им долгое время.

Где нет знаний, там нет и смелости

В этой поговорке про учебу автор доносит до людей, что отсутствие знаний побуждает неуверенность. Когда человек сталкивается с ситуацией, в которой не разбирается, он боится сделать неправильный выбор. Поэтому за знаниями кроется смелость и уверенность.

Кто любит науки, тот не видит скуки

Поговорка говорит о том, что любящий науку человек не может соскучиться. Ведь невозможно все выучить, так как наук очень много. Любя дело, у которого нет конца, всю жизнь можно прожить без тоски и печали.

Наука хлеба не просит, а даёт его

Поговорка про учебу говорит, что для учения требуется желание и труд, а не деньги. Но зато приобретенные знания могут приносить доход. В современном обществе, может, и неактуально будет это звучать, но в былое время именно так и было.

Гордись не званием, а знанием

Смысл пословицы в том, что не стоит гордиться званием, при котором отсутствуют знания. Занимать высокий чин можно по-разному. Человек может занимать пост в силу сложившихся обстоятельств, но при этом оказаться некомпетентным начальником. Важнее соответствие знаний с занимаемой должностью, а не сама должность.

Если сам не доучился, никогда не учи других

Вся суть пословицы в ненадобности учить людей человеку, который толком ничего не знает. Поверхностно изучив тот или иной вопрос, можно завести в заблуждение не только себя, но и других людей. Также человек может направить на неправильный путь. Так что в этом случае лучше воздержаться от советов и поучений.

Век живи - век учись

Истина этой поговорки приходит к каждому разумному человеку в определенный период жизни. В 30 лет, оборачиваясь назад и размышляя о прожитых годах, умный человек скажет: «Как же глуп я был». В 40 он скажет то же самое про последние 10 лет жизни. Всю сознательную жизнь приходится учиться. С возрастом приходит мудрость, опыт, рассудительность. Необходимость в учебе, согласно этой поговорке, не исчезает с окончанием школы, с выслугой лет или на пенсии. Она заканчивается вместе с жизнью.

Знает не тот, кто много жил, а тот, кто знания нажил

В завершение стоит сказать о пословице, которая развеет многие неясные мысли. Она рассказывает о том, что, прожив много лет, нельзя нажить ум, мудрость, опыт. К этим качествам надо стремиться все эти годы. 100 лет жизни, прожитых без рвения к знаниям, не сделают мудрецом. Лишь тот, кто трудился, чтобы получить знания, станет их обладателем.

В статье были приведены самые известные пословицы и поговорки про учебу, смысл которых стал более понятен после ее прочтения.